Главная Форум Обсуждение новостей Теория современных закупок

Форум

Теория современных закупок
Сувенир.Сегмент.Ру

Регистрация:18.06.2013
Компания: Сувенир.Сегмент.ру

Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus: «Наиболее важной задачей отдела закупок компании является достижение оптимальных цен, то есть минимизация собственных затрат компании при сохранении требуемого качества приобретаемых товаров или услуг»

Эти принципы, подходы, методики касаются всех аспектов функционирования компаний, не стала исключением и система организации закупок (procurement). Об адаптации данной системы в российских реалиях журналу «Административный директор» (admdir.ru) рассказал Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus.

Закупки могут быть прямыми и непрямыми, в зависимости от того, будет приобретенный товар или услуга использоваться для обеспечения собственного функционирования компании (непрямые закупки) либо они станут продуктом, продаваемым компанией (прямые закупки). Наиболее типичный пример непрямых закупок – административные.

Желание и страх

Говоря о роли отдела закупок в компании, необходимо отметить, что она может и должна распространяться шире, чем просто выбор поставщика и техническое обеспечение своевременности поставок. Наиболее важной задачей является достижение оптимальных цен, то есть минимизация собственных затрат компании при сохранении требуемого качества приобретаемых товаров или услуг. Берясь за выполнение этой задачи, закупщик должен понимать, что поставщик, будь то потенциальный или уже действующий контрагент, движим двумя фундаментальными эмоциями – это желание и страх: желание получить от вас бизнес (стать вашим поставщиком), и страх потерять (не получить) ваш бизнес. На этих двух эмоциях строится конкуренция. И фундаментальной миссией закупщика являются создание, поддержание и стимулирование конкуренции между поставщиками.

При возникновении какой-либо потребности, вступая в первоначальные контакты с рынком, закупщик с первых шагов должен действовать, не забывая об этой миссии. С одной стороны, всеми силами мотивировать потенциальных партнеров в получении бизнеса от своей компанией (иными словами, «продавать» им свой бизнес), с другой – выдвигать требования и демонстрировать готовность к выбору того, кто наиболее полно эти требования выполнит.

Основные этапы закупок

В существующей методологии закупок принято выделять шесть основных этапов. Эта структура закупочного цикла не несет ноу-хау, а лишь отражает логичную последовательность действий. Выделяются следующие шаги: сбор данных и анализ расходов, исследование рынка, сбор предложений, переговоры, обсуждение и заключение договора, управление отношениями.

Осуществляя анализ категорий собственных расходов, закупщик в то же время планирует свою деятельность и распределяет свои ресурсы. Но эти категории могут быть различны и, следовательно, будут требовать дифференцированных подходов и ресурсов (трудозатрат). Существует инструмент, позволяющий структурировать свой портфель категорий закупок. Для этой цели создается система координат, где горизонтальная шкала показывает размер расходов, а вертикальная – относительную сложность этой категории. Так называемая сложность категории может быть обусловлена факторами как внешними (степень развитости рынка этого вида товаров или услуг, количество потенциальных поставщиков, технологичность товара или услуги, макроэкономические факторы и т. п.), так и внутренними (риски для бизнеса, связанные со сменой поставщика в данной категории, имеющаяся внутренняя экспертиза по предмету, доступные ресурсы, специфические требования компании и т. д.). Исходя из соотношения «размер расходов – сложность категории», поле делится на четыре квадрата, которые обычно обозначаются английскими терминами Acquisition (приобретение), Leverage (усилие), Critical (критический) и Strategic (стратегический). В зоне Acquisition находятся категории закупок, где в силу сравнительно небольшого размера расходов большей их эффективности можно добиться в первую очередь за счет оптимизации процессов. К примеру, внедрение онлайн-каталогов для заказа канцтоваров, консолидация заказов и, как следствие, снижение времени, затрачиваемого сотрудниками, может дать больший эффект, чем получение скидки от поставщика канцелярии. Категории закупок, попавшие в зону Leverage, – это как раз поле для приложения закупщиком максимальных усилий с целью получения от поставщиков наименьшей цены за требующиеся услуги или товар. Ведь именно здесь расходы высоки, и скидка даст заметный эффект, а относительная несложность категории обуславливает наличие конкуренции между поставщиками. Для категории Critical действия закупщика направлены скорее на минимизацию риска разрыва отношений с текущими поставщиками, ведь, как и в зоне Acquisition, расход здесь сравнительно небольшой, но вот процесс подбора нужного поставщика в силу относительной сложности категории может быть весьма трудозатратен. В поле Strategic усилия направлены на поддержку и развитие тесных взаимоотношений с партнером, которые являются для вашей компании, по сути, конкурентным преимуществом.

Тонкости запроса коммерческого предложения

Запрос коммерческого предложения – это инструмент, цель применения которого выходит за рамки получения информации о цене на интересующий товар или услугу. Именно на стадии обработки вашего запроса поставщик мотивирован идти навстречу, чтобы быть выбранным. Следовательно, на этом этапе он с большей готовностью поделится информацией, которую после начала сотрудничества получить от него, возможно, будет сложнее. Поэтому содержание запроса коммерческого предложения должно быть очень тщательно продумано.

Отправка поставщикам в рамках запроса предложения шаблонов для заполнения позволяет закупщику упростить сравнительный анализ полученных предложений. Однако иногда нужно предоставить возможность поставщику выйти за рамки заданного шаблона, указать на возможные альтернативные решения либо упомянуть о какой-то инновации, которая не покрывалась запросом.

Обратная связь

Важно не пренебрегать отправкой конструктивных отзывов поставщикам, чье предложение было отклонено. Это позволит им сделать работу над ошибками и отчасти послужит повышению их конкурентоспособности в будущем, в чем, в конечном итоге, заинтересованы все.

Отношения с внутренним заказчиком

Порой возникает вопрос, чем отличается работа в прямых и непрямых закупках. Если в прямых закупках, основным объектом которых служат товар, сырье, материалы, основная часть усилий закупщика лежит в области его взаимоотношений с поставщиками, то в непрямых закупках, которые часто нестандартны и где значительную часть занимают услуги, наибольшую сложность вызывает выстраивание отношений с внутренним заказчиком. Взаимопонимание и согласие между закупщиком и будущим потребителем услуг или товаров, достигнутое не только при составлении тендерного задания или выработке критериев выбора поставщика, но и при анализе расходов и планировании общения с поставщиками, являются залогом качества и эффективности закупок.

Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus специально для журнала «Административный директор»

www.admdir.ru

 

Ответить
Отображать: 20 50 100
Самая удобная площадка для общения всех профессионалов канцелярского рынка. Здесь Вы можете поделиться своим мнением и опытом, получить дельный совет и пообщаться на любые темы с коллегами.
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza