Главная Аналитика Мы и они… А в чем же разница? О месте России в сувенирном мире

Мы и они… А в чем же разница? О месте России в сувенирном мире

12.02.2007 в 16.05 3284Просмотров: 3284 0Комментариев: 0
Сувенирный рынок в России сформировался довольно поздно. В то время, как в начале 90-х годов в нашей стране стала появляться сувенирная продукция, в Европе и Америке уже думали над вечным вопросом сувенирщиков «Что же новенького придумать?»Такие ли мы на самом деле разные, Россия и другие развитые страны? Или всё-таки в нас есть что-то похожее?


Государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях.
Вольтер Ф.

В то время, как в середине XIX века в США коммивояжер одной из страховых компаний прикрепил к своей визитке карманный календарь и таким образом «зародил» обычай скреплять деловые отношения подарками, в России посредством революций и восстаний решались вопросы государственного устройства. А в то время, как в России в начале 90-х годов стала появляться сувенирная продукция, в Европе и Америке уже думали над вечным вопросом сувенирщиков «Что же новенького придумать?»
Такие ли мы на самом деле разные, Россия и другие развитые страны? Или всё-таки в нас есть что-то похожее? Изучаем факты, анализируем, пытаемся понять и разобраться…


Существующая ситуация. В современной России сувенирка уже выделилась в самостоятельную отрасль, этим видом бизнеса заняты тысячи компаний, различных по своей специализации, а также по размеру и структуре производства.
Комментарий к ситуации. Специалисты оценивают ежегодный объем российского рынка рекламно-сувенирной продукции приблизительно в 200 млн долл., однако называть более определенные цифры никто не решается, так как жесткой статистики в этой области пока не ведется. Несмотря на бурный рост сувенирного рынка в России, зафиксированный в последние несколько лет (после кризиса), в ближайшее десятилетие нам вряд ли удастся приблизиться к аналогичным показателям развитых стран Европы и тем более США. Эксперты в области рекламы считают, что ежегодный прирост объемов реализации российского сувенирного рынка составляет около 20%, у ряда компаний этот показатель достигает 40%. Таким образом, при сохранении существующих темпов приблизительно к 2012 г. его объем может превысить 1 млрд долл. Соответственно, Россия имеет действительно высокие перспективы роста.

Существующая ситуация. В России первые поставщики и производители бизнес-сувениров появились около 10-12 лет назад, однако массовый интерес к рекламе подобного рода возник лишь несколько лет назад.
Комментарий к ситуации. Основным производителем и потребителем сувенирной продукции в мире были и остаются США. При этом первыми к рекламно-сувенирной продукции обратились компании, ориентированные на работу с клиентом: салоны красоты, сетевые магазины, банки, страховые компании, рестораны, спортивные клубы, телекоммуникационные компании, туристические фирмы. Данная ситуация и для России, и для США одинакова – тенденции развития и роста данного рынка схожи для всех стран. Вопрос исключительно экономической ситуации в стране и, соответственно, времени развития рынка.

Существующая ситуация. По разным оценкам, на российском рынке сувенирной продукции работают около 2000 компаний, при этом около 600 из них являются специализированными.
Комментарий к ситуации. Из данных понятно, что рынок сувенирной продукции в России будет расти. В этот бизнес могут свободно прийти еще несколько компаний, места хватит всем. Один из самых важных моментов для Российских компаний – найти своё конкурентное преимущество. Если брать, например, США или страны Европы, то уровень и качество конкурентной борьбы значительно отличаются от Российских – нам есть, чему учиться и чего достигать!

Существующая ситуация. Около 80% российской сувенирной продукции изготавливается за пределами страны, в частности, в азиатских странах. Российские компании в большинстве своем предпочитают ограничиться лишь услугами по нанесению фирменной символики. Исключение составляют фирмы, занимающиеся производством оригинальной продукции.
Комментарий к ситуации. Сегодня около 60% продукции ввозится российскими поставщиками из Китая. Треть сувениров везется из Европы (со складов крупнейших европейских импортеров). И только около 5% приходится на продукцию отечественного производства. И здесь мы не сильно отстали от США – целые фабрики и целые города в странах Юго-Восточной Азии «работают» на потребности сувенирного рынка Америки.

Существующая ситуация. Для нашей страны деловые сувениры только недавно перестали быть роскошью или диковинкой.
Комментарий к ситуации. Традиция преподносить деловым партнерам такие подарки имеет западные корни, и в развитых странах этот процесс благодаря своей многолетней истории уже давно строго регламентирован: что, кому, когда и как дарить. А сейчас и в России быстро учатся выбирать, дарить и получать деловые подарки. И если раньше, еще несколько лет назад, сувенирную продукцию со своим логотипом заказывали только самые «продвинутые» компании, то теперь к специалистам от сувенирной продукции обращаются клиенты самого разного уровня. Если раньше большинство клиентов довольствовалось стандартными предложениями (ручки, брелоки, блокноты и календари, к примеру), то теперь многие интересуются страной-производителем, спрашивают, будет ли меняться стержень, больше внимания потребители стали уделять и дорогостоящей продукции.

Существующая ситуация. С географической точки зрения наиболее значительная часть сувенирной продукции так или иначе сконцентрирована в Москве - около 70%, - а также в крупных промышленных центрах России.
Комментарий к ситуации. В ближайшие годы эта ситуация вряд ли претерпит существенные изменения, однако на региональном уровне за последние годы также зафиксирован значительный рост объемов сувенирной продукции. В данном вопросы мы развиваемся, как и другие страны: там, где сконцентрированы основные игроки, там в первую очередь и развиваются другие сферы рынка.

Существующая ситуация. Сувенирный рынок более чем другие секторы рекламного рынка зависит от улучшения экономической ситуации в стране.
Комментарий к ситуации. Подарки дарят тогда, когда есть на что их купить, и радостью с другими готовы делиться тогда, когда самим есть чему радоваться. Кроме того, растет понимание важности промо-акций как инструмента для продвижения и поддержания спроса на брендованную продукцию. И здесь мы идем «следом» за всем миром.

Существующая ситуация. Растет спрос на оригинальные идеи. Растут и цены. Уже сейчас появляются компании, которые выставляют только за «идею» не менее $15 тыс., и это без учета производства.
Комментарий к ситуации. Как и на рынке одежды, на рынке сувениров есть своя мода и свои тенденции. Вот только коллекции сменяют друг друга гораздо реже. Сейчас сувенирщики всего мира особое внимание уделяют продукции по оригинальному дизайну – Россия тоже идёт к этому.

Итак, что нам показал анализ фактов? Россия, конечно, не впереди всего мира по сувенирке – это и понятно, т.к. слишком «поздно» по сравнению с другими странами мы начали «заниматься» данным вопросом и формировать рынок. Однако и в этой ситуации есть свои плюсы – по ведущим моментам мы не отстаем от всего мира и, что самое главное, у нас есть огромные перспективы для роста и развития. Можно сказать только одно – Российский рынок должен и будет развиваться и меняться!

Юлия Сапожникова,
Директор по маркетингу и рекламе компании LEXX Group

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza