Главная Аналитика По стопам Рериха

По стопам Рериха

13.05.2014 в 16.45 1420Просмотров: 1420 0Комментариев: 0
Последние пару месяцев Николай Константинович Рерих находится, как модно сейчас говорить, в тренде. В Санкт-Петербурге в «Русском музее» до 7 июля проходит выставка его работ, где представлено более 300 его произведений – сюжетных полотен, горных пейзажей и эскизов к театральным декорациям. Пропустить такую экспозицию сложно, а еще сложнее – не задуматься о ее значении и предназначении.

Александр Косачёв
Ведущий журналист портала "Сувенир.Сегмент.Ру"
AlexandrK@segment.ru

Для того чтобы понять, что происходит, надо сперва вспомнить несколько фактов из прошлого, а именно – историю с отзывом лицензии «Мастер-Банка», наделавшую шума в прессе и в деловых кругах. Председатель правления банка Борис Булочник был большим большим почитателем таланта Николая Константиновича Рериха, что выражалось не только в его философских убеждениях, но и в активной финансовой поддержке Международного центра Рерихов и Музея имени Н. К. Рериха – значительная часть экспонатов в свое время была приобретена на средства банкира. Он был настолько предан идеалам этого русского художника, сценографа, мистика, путешественник и археолога, что «спрятал» на логотипе своего предприятия рериховский знак «Знамя мира» – три точки, символизирующие «прошлое, настоящее и будущее в Круге Вечности».

После того, как Центробанк отозвал лицензию «Мастер-Банка», его активы были распределены между «более надежными» финансовыми структурами. Не будем говорить, что указанные выше культурные и научные центры, которым покровительствовал Борис Булочник, остались без финансирования, но вместе с движимым имуществом, помещениями и пакетами акций, принадлежавшими банку, под вопрос о праве собственности попала и коллекция картин Рериха, купленная бывшим председателем правления, переданная музеям, но оформленная на него.

Министерство культуры РФ намерено поддержать музейные центры, оказавшиеся без спонсорства, но вот судьба картин остается под вопросом. То, что полотна Рериха высоко ценятся во всем мире – ни для кого не секрет, и многие частные коллекционеры и музеи были бы рады получить их себе. У многих рериховедов сложившаяся ситуация вызывает опасения: например, в московском «Музее Востока» переживают, что часть картин, принадлежащих Булочнику лично, Минкульт и государство могут пустить с молотка, чтобы погасить долги «Мастер-Банка».

Мы знаем, что часть активов «Мастер-Банка» перешли под управление ВТБ, который сейчас поднял новую волну «рериховского бума». Банк выступил генеральным спонсором выставки художника в «Русском музее», и, по словам руководства музея, экспозицию удалось организовать во многом благодаря его поддержке. Как заметила Евгения Петрова, заместитель директора музея по научной работе, для бизнеса поддержка таких выставок – всегда большая ответственность. Но только ли она?

Хотя нет достоверной информации, представители ученого сообщества высказывают догадки, что данная выставка – это PR-ход, который призван напомнить о значении наследия Рериха в мировой истории культуры и одновременно повысить стоимость его картин на рынке произведений искусства.

Насколько оправданы опасения деятелей науки и культуры, каковы далеко идущие планы ВТБ, что будет с наследием художника – покажет время. Но из всей этой истории хочется выделить один универсальный для всех, независимо от гражданской позиции и коммерческого интереса, момент – ВТБ спонсирует выставку, чтобы актуализировать ценности Рериха. Мне, например, сразу в голову пришла альтернативная идея: организовать выставку ручек, кружек или зонтов, собрав не только исторические образцы, но и предметы промосегмента, ведь они, на мой взгляд, лучше всего показывают, куда развивается дизайн и функционал таких будничных, на первый взгляд, предметов.

Лучшие варианты по цене, современные материалы, передовой дизайн – все это характерные для промопродукции черты. Можно сказать, что в рекламно-сувенирном ассортименте тестируются концепции и технологии, которые потом пойдут в ретейл. Подобная экспозиция была бы весьма занимательной, на уровне кампаний, которые организуют зарубежные организации, продвигая «промо» (Часть I, часть II). Отчасти о верном позиционировании промопродукции среди конечных заказчиков и их целевой аудитории говорилось и на круглом столе на выставке «Дизайн и реклама», в основном – с точки зрения обучения.

Так или иначе, поле для экспериментов огромное, и если проблемы культурного наследия и искусства могут быть предметами споров и обсуждений, а над работами Николая Константиновича Рериха в поисках истины можно медитировать часами, то ответы на вопросы коммерческой выгоды, пожалуй, остаются однозначны.

***

Если вам есть что сказать, присоединяйтесь к дискуссии на наших страничках в Facebook, ВКонтакте и Twitter. Подписывайтесь, ставьте лайки, а любые вопросы вы можете задать на нашем отраслевом Форуме.

Живите долго и процветайте!
Александр Косачёв и «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza