Главная Аналитика Все идет по плану

Все идет по плану

28.04.2014 в 17.03 1413Просмотров: 1413 0Комментариев: 0
Принято считать, что у российского рынка промопродукции за плечами без малого четверть века свободной конкуренции, но на самом деле 80 лет плановой экономики – вот что по-прежнему определяет жизнь отрасли. Мне кажется, опыт советского государства, как позитивный, так и негативный, продолжает регулировать работу индустрии рекламных сувениров. Его переосмысливают, интегрируют, избегают, но отказаться от «старой школы» пока не возможно.

Александр Косачёв
Ведущий журналист портала "Сувенир.Сегмент.Ру"
AlexandrK@segment.ru

На поле промопродукции и рекламных технологий закончилась весенняя выставочная страда. Сейчас специалисты отрасли дожимают последние «озимые» на выставках в Китае – «Кантонской ярмарке» а Гуанчжоу и Gifts & Premiums в Гонконге. Это значит, что можно подвести итоги: взглянуть, что подготовили к летнему сезону отечественные компании, и послушать, о чем говорят их представители.

С ремарки о советском прошлом всего бизнеса в современной России, а не только индустрии рекламных сувениров, я начал не случайно. Бросаются в глаза «плановые» модели поведения, от которых уйти пока не удается. Кто-то назовет это сезонностью рынка, но для полной объективности стоит заметить, что хотя для большинства предприятий это является негативным аспектом, участники отрасли невольно сами льют воду на мельницу высоких и низких сезонов.

Почему ассортиментный фокус меняется каждые пол года? «Такова механика рынка», – ответит большинство. Это правда, летом клиенты хотят свежих и ярких подарков, а зимой – снежных и новогодних впечатлений. Но мы-то знаем, что ключом к успеху рекламной продукции является не исключительная новизна сувенира, а креатив в оформлении и презентации послания. То есть любой предмет с логотипом становится рекламным сувениром, а остроумно и в тему персонализировать можно и «стандартный» набор продукции – не в новых формах, а в идеях кроется креатив. Но моментально изменить сознание клиента невозможно, а выделять время и ресурсы на длительную и продуманную «обработку» заказчика – это означает риск потратить больше, чем потом заработаешь.

На мастер-классах и семинарах, которые прошли в рамках выставки «Дизайн и реклама» в этом году и под эгидой АКАР, и под контролем вашего покорного слуги, неоднократно звучал один и тот же вопрос из зала: «Надо ли отстаивать свои принципы и обучать клиента, рискуя при этом не угодить ему и потерять контракт? Или лучше сделать так, как он хочет и спокойно записать на свой счет сомнительно успешную сделку?» То есть выполнил план и до конца квартала свободен.

Тут спикеры проявили завидное единодушие, хотя каждый из них предложил свой путь решения проблемы. Владимир Слуцкий, президент ГК «Круг», с неубывающей год от года горячностью убеждал собравшихся, что учить надо в первую очередь не клиента, менеджеров рекламных агентств и поставщиков, которые слишком часто не знают своего ассортимента. Владимир Шарыпов, глава представительства ТМ Senator в России, настаивал на том, что простое решение – самое лучшее. И если хорошо подобранная шариковая проморучка не удовлетворит клиента, то ничто его не удовлетворит. Максим Подвальный, руководитель отдела продаж компании «Проект 111», призывал отталкиваться не от пожеланий конкретного клиента, а от ожиданий целевой аудитории кампании.

Когда на заре 90-х занавес советской идеологии рухнул и российскую медиасферу наводнил западный маркетинговый инструментарий, новоявленные нуворишы нашли эти перемены анксиогенными и пожелали миноризировать свою неграмотность1. Наконец появились ЛПР'ы2, которым приходилось мыслить самостоятельно, без оглядки на курс партии, все прониклись концепциями гламура и дискурса. Но форсированный ход естественного развития рекламного рынка породил и ряд исключительно характерных перегибов. Так, перезрелые выпускники MBA, вчерашние завхозы и начальники цехов, безапелляционно приняли на себя роль эталона вкусов и мечтаний целевой аудитории: «Если не нравится мне, не понравится никому!»

Они отняли у новоявленных рекламистов хлеб и вино, от которых те даже не успели причаститься – статус экспертов в продвижении товаров и услуг. Конечно, кто-то потом и мозолями доказал, что с ним надо считаться. Сейчас эти агентства берут призы на фестивалях за креатив и оригинальность и подвергаются критике на форумах за халтуру и плагиат. Но в России действуют и даже временами процветают тысячи других, условно безымянных рекламных агентств – заложников «особого мнения» своих рекламодателей. Многие из них бережно и вдохновенно относятся к своему делу, создают действительно талантливые и успешные, но локальные кейсы. Только шанс продемонстрировать свой потенциал выпадает намного реже, чем хотелось бы.

Новейшая история научила игроков отрасли выживать, изобретать и давать неожиданные ответы на, казалось бы, банальные вопросы. Советская школа одарила рынок запасом прочности, но при этом по наследству передала консерватизм и неприкосновенность авторитетов. Было бы неразумно отрицать прошлый опыт, да никто и не посягает на «святое». И раз на открытых обсуждениях, на этих эпизодических «очных ставках» звучат вопросы: «Кто босс – ЛПР или потребитель?» – значит, урок усвоен верно.

***

Если вам есть что сказать, присоединяйтесь к дискуссии на наших страничках в Facebook, ВКонтакте и Twitter. Подписывайтесь, ставьте лайки, а любые вопросы вы можете задать на нашем отраслевом Форуме.

Живите долго и процветайте!
Александр Косачёв и «Сувенир.Сегмент.Ру»

1 «Чарли заключил со мной пари: тот из нас, кто первым произнесет слова «анксиогенный» и «миноризировать», выигрывает обед в "Апиции"» (Ф. Бегбедер, 99 франков). Прим. ред.

2 ЛПР – лицо, принимающее решения. Прим. ред.

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza