Главная Сувенирная жизнь Философия Alibaba: как преподаватель английского создал крупнейшую в мире компанию в сфере интернет-торговли

Философия Alibaba: как преподаватель английского создал крупнейшую в мире компанию в сфере интернет-торговли

10.06.2014 в 10.51 1121Просмотров: 1121 0Комментариев: 0
В 1999 году скромный 35‑летний преподаватель английского языка из китайского города Ханчжоу Джек Ма вместе с партнерами запустил сайт B2B-продаж Alibaba.com.

Спустя 15 лет председатель совета директоров Alibaba Group миллиардер Джек Ма собирается провести первичное размещение акций своего детища в США — во вторник Alibaba подала предварительную заявку. В ходе IPO компания может быть оценена в 200 млрд долл., а само размещение — стать рекордным в мировой истории по объему привлеченных средств.

Больше чем Amazon и eBay

Сайтом Alibaba.com Джек Ма поначалу управлял из своей квартиры в китайском Ханчжоу. Его проект быстро заинтересовал иностранных инвесторов, включая японский SoftBank. На фоне стремительно растущей экономики Китая и увеличения доходов населения бизнес Джека Ма стал прибыльным уже в 2002 году. После этого Alibaba открыла розничную онлайн-площадку Taobao, работавшую уже по модели C2C, как американский eBay. Наконец, в 2010 году Alibaba выделила платформу Tmall, которая позволила китайским и международным поставщикам продавать брендовые товары потребителям в Китае, Гонконге и на Тайване.

Сейчас Alibaba является крупнейшим в мире игроком сектора электронной торговли. Масштабы ее бизнеса становятся понятны в сравнении с такими известными американскими аналогами, как Amazon и eBay. Совокупный объем транзакций, совершенных через торговые площадки Alibaba в прошлом году, составил почти 250 млрд долл. — больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых. У Alibaba 231 млн активных покупателей — это около 40% китайских пользователей Интернета.

«По техническому оснащению, менеджменту, идеям, операционной и кадровой системам мы, как нам кажется, не отличаемся от Amazon, eBay, Google и Facebook», — считает Джек Ма. Однако бизнес-модель его компании отнюдь не копирует заокеанских конкурентов: феномен Alibaba не исчерпывается электронной коммерцией, захватывая такие области, как кредитование малого бизнеса, логистика, торговля онлайн-рекламой и даже облачные технологии (подразделение Alibaba Cloud Computing). Среди стратегических инвестиций Alibaba в проспекте IPO, представленном на этой неделе в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), значатся доли в китайском разработчике мобильных браузеров UCWeb, социальной сети Weibo, американском мессенджере Tango, провайдере цифровых карт и навигационных решений AutoNavi, видеопортале Youku.

В отличие от того же Amazon Alibaba сама не продает никаких товаров, а основную часть выручки получает за счет комиссий от сделок и поступлений от размещения рекламы. В этом смысле Alibaba, скорее, стоит в одном ряду с интернет-гигантом Google: ее онлайн-платформы позволяют торговцам генерировать трафик, необходимый для продвижения их бизнеса.

Секретное оружие

Джек Ма вовремя сделал ставку на растущую потребительскую активность китайцев, успешно сочетая мировой опыт интернет-торговли с китайскими традициями. Так, Alibaba первой из ведущих китайских онлайн-ритейлеров в 2009 году ввела в практику день масштабных распродаж и скидок, аналог американского кибер-понедельника. В Китае распродажи были приурочены к неофициальному празднику — Дню холостяков (отмечается 11 ноября). Это единственный день в году, в котором сразу четыре единицы, и китайцы, обожающие магию цифр, полагают, что этот день особенно подходит молодым людям для знакомств. По мере роста популярности праздника в 1990-х годах традиционные ритейлеры стали приурочивать к нему распродажи, но раскручивать китайский киберпонедельник в Интернете начала именно Alibaba.

Бизнес Джека Ма получил благословение нового руководства Китая, пришедшего к власти в 2012 году. Председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян начали проводить масштабные реформы, стремясь снизить зависимость страны от инвестиций. Новая концепция китайского руководства подразумевает рост внутреннего потребления, и бизнес Alibaba отлично в нее вписывается. Неслучайно Ли Кэцян в ходе встречи с Джеком Ма осенью 2013 года подчеркнул, что повышение потребительской активности жителей страны — первостепенная задача правительства.

В результате финансовые показатели Alibaba неуклонно растут. Выручка компании по GAAP за финансовый год, завершившийся 31 марта 2013 года, составила 5,6 млрд долл., а за девять месяцев по 31 декабря 2013 года — уже 6,5 млрд долл. Чистая прибыль за эти периоды составила 1,39 млрд и 2,85 млрд долл. соответственно, согласно представленному в SEC проспекту.

Философия Ма

Джек Ма сейчас владеет 8,9% Alibaba, а его состояние, по данным Bloomberg, оценивается в 12,5 млрд долл. Однако, похоже, сам Ма в большей степени гордится не своим богатством, а тем, что построенная им система открывает новые возможности для китайского общества.

«Я не считаю Alibaba империей. Я никогда не думал, что мы должны строить империю, напротив, мы должны создавать экосистему. Каждая империя когда-нибудь падет, в то время как экосистема устойчива, — заявил Джек Ма в интервью The South China Morning Post в июле 2013 года. — Кошельки китайцев сейчас полны, но в умах пустота. Если мы не будем уделять внимание культурным составляющим, Китай останется неустойчивой страной на ранней стадии развития. Сфера развлечений и культура лучше всего подходят для того, чтобы заставить людей понять, как им следует жить».

Несмотря на то что свой бизнес Alibaba строит на самых передовых технологиях, сам Джек Ма с техникой не дружит. Он не просиживает часами в Интернете, а любимые им американские телешоу в iPad ему помогают загрузить подчиненные, писал Forbes. Вместо этого Ма увлекается игрой в покер, традиционной китайской медициной и гимнастикой: во время путешествий его часто сопровождает учитель тайцзицюань. «Бизнес не первая его любовь», — пояснил журналу близкий друг основателя Alibaba Орвилл Шелл.

Владимир Павлов, Иван Ткачев, rbcdaily.ru
Опубликовано на Advertology.Ru

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza