Главная Сувенирная жизнь Как сувенирная отрасль проскакала на Синей Лошадке-2014?

Как сувенирная отрасль проскакала на Синей Лошадке-2014?

05.12.2014 в 10.47 1647Просмотров: 1647 0Комментариев: 0
В начале декабря принято подводить итоги, делать выводы и строить планы на будущее. «Сувенир.Сегмент.Ру» решил посмотреть на отрасль сверху, своими глазами, выделив наиболее яркие, знаковые, как нам кажется, события, случившиеся за год и коснувшиеся сувенирной отрасли. Оставим пока без внимания крайне негативные процессы, происходящие в экономике и политике и тому, как выжить в эту пору. На этот счет сувенирщики собирались 4 декабря под эгидой АКАР и НАРСИ. Материал об это первой кризисной конференции читайте в ближайшее время.

Этим материалом мы открываем серию предновогодних интервью, в которых любой из вас, участников рынка, сможет выразить свое мнение о происходящем вокруг. О том, как со всем этим теперь жить. По всем вопросам пишите журналисту портала Елизавете Беловой на адрес BelovaEA@segment.ru или звоните по телефону: (812) 335-59-15

Чем же отличился год 2014-й? Портал «Сувенир.Сегмент.Ру» приготовил небольшой обзор отрасли в эпоху правления синей деревянной лошади, в эпоху глобальных перемен и смутного завтра.

Конечно, наверное, не всем по вкусу пришлось это животное. Так, в конце 2013 года в одном из интервью нашему порталу генеральный директор дизайн-студии ART4youПавел Нестеров признался, что синяя лошадь его пугает: «Она вызывает у меня только ужас: синяя, деревянная – это какое–то страшилище. И я не понимаю людей, которые производят этих самых лошадей под Новый год». О вкусах, разумеется, не спорят, но если верить восточным мудрецам, это необычное животное любит тружеников и готова им помогать в достижении поставленных целей. Звучит, вроде бы, неплохо, а как же все вышло на самом деле?

Сочи-2014: «Голодные игры» в сувенирных магазинах

Безусловно, центральным событием первой половины 2014 года для нашей страны стали Зимние Олимпийские игры в Сочи. С бюджетом в $285 миллионов долларов они оказались в тройке самых дорогих спортивных мероприятий и брендов, по версии Forbes), уступив лишь Супербоулу ($500 млн), то есть летним олимпийским играм ($348 млн).

Что касается сувенирной продукции, то она оказалась востребована как у наших соотечественников, так и у иностранцев. Каждому хотелось отхватить кусочек истории, который потом можно будет показывать внукам. Или продавать как инвестиционную сувенирную ценность, как это происходит сегодня с раритетной промопродукцией Олимпиады-80. Так что, те, кто закупился зимней олимпийской сувениркой, лет через 20 точно разбогатеют.

Официальные продажи сочинской лицензионной продукции стартовали в конце ноября 2013-го, но самое интересное началось с приходом первых дней Олимпиады. Это были настоящие «сувенирные голодные игры», с прилавков буквально смели брендированные «сидушки» и пледы. Пока спортсмены боролись за медали, зрители воевали за модные шапочки. Покупателей в магазин Bosco в олимпийской деревне пускали партиями. Сувенирный товар не успевали подвозить. А вот неофициальные перекупщики были, что называется, в шоколаде. Их сувениры дорожали как на дрожжах. На третий день Олимпиады самые простые магниты с коньком подорожали вдвое (до 150 руб.), шапки–леопарды с длинными ушами - втрое (до 2500 руб.).

Кстати, одним из самых эксклюзивных сувениров стали сочинские деньги – 25-рублевые монеты и спортивные «соточки». Они разошлись по рукам или отправились с наценкой в ларьки и на аукционы. Так, на e-bay «железки» выставили по цене от 100 рублей, «бумажки» же полетели с молотка по цене от 300 рублей.

И, пожалуй, последнее, что хочется отметить в этой главе: талант людей делать деньги на чужих неудачах. Мы, конечно же, все помним, как нелепо не раскрылось одной из олимпийских колец во время церемонии старта Олимпиады? Буквально на следующих день появились в продаже футболки с «кривой» олимпийской символикой, кружки, магниты и прочие приятные мелочи.

«Зенит»: Провал Барта Симпсона

Как ни странно, питерских сине-бело-голубых синяя деревянная лошадь вдохновила на сомнительную авантюру. Футбольный клуб «Зенит» попытался сделать своим талисманом персонажа популярного американского мультсериала Барта Симпсона. Общественность возмутилась, осудила это решение и пресс-службе ФК пришлось придумывать историю о том, что это была лишь самоирония.

Меж тем, в мае 2014 года появились первые сувениры с героями «Симпсонов» Гомером и, собственно, Бартом в форме санкт–петербургского «Зенита». Аксессуары, канцелярские товары и мелочи для дома с «желтыми в синем» поступили в российские магазины.

Twentieth Century Fox, занимающейся производством этого мультсериала, заключила контракт с рядом популярных футбольных клубов. Кроме «Зенита» свою форму Симпсонам дали примерить «Барселона», «Коринтианс» и «Бока Хуниорс». Масштабную кампанию приурочили к 25–летию «Симпсонов» и чемпионату мира по футболу.

Сегодня все больше предпринимателей уверены в том, что за спортивным маркетингом будущее. Так, ГК«Авантрейд» стала спонсором Футбольного Клуба «Краснодар». «Мы абсолютно уверенны в том, что это огромный сегмент рынка промо-товаров. Приведу простой пример – трансфер Дэвида Бэкхэма в «Реал Мадрид» был «отбит» за 2 месяца продажами футболок с номером «23». Мы будем работать в этом направлении» - прокомментировал гендиректор «Автотрейда» Евгений Жуков.

Наш Крым и прокурорские сувениры

Невозможно обойти стороной украинский кризис, который тоже наложил свой отпечаток буквально на все сферы жизни россиян. Рекламно-сувенирная отрасль также не осталась в стороне от актуальных политических событий. Присоединенный в марте к России Крымский полуостров стал поводом для производства соответствующей тематической продукции. В апреле «Роспатент» получил ряд заявлений о регистрации товарных знаков с крымской тематикой. До этого всплеск «политической» активности в сфере патентования был зафиксирован зимой, кода жители Украины решили «застолбить» бренды, связанные с Майданом. Ну, и уж никак не обойти стороной идею с промо-футболками и другой одеждой, принтами на которых стали, так называемые, «Вежливые люди», как говорят, прообразом которых в свою очередь были пророссийские спецназовцы.

 Оторвались и любители покреативить, запустив на рынок продукцию с самым «няшным» брендом Крыма – его прокурором Натальей Подольской. После выстрелившего на «Ютубе» видеоролика «Няш-мяш» лицо прокурора красовалось на открытках, кружках и футболках, которые можно было купить за 300 рублей. Однако, несмотря на это, торговцы сувенирами присоединенной республики потерпели убытки. Продажи, по сравнению с прошлым годом, упали в разы просто из-за оттока туристов.

Монеты и кружки – это, конечно, милая и нужная продукция, однако кризис осложнил работу бизнесменам. Санкции, непростые отношения с иностранными партнерами, падение рубля – все это уже привело к стагнации рекламного рынка и падению продаж. По оценкам экспертов, из-за санкций рекламщики теряют десятки миллионов долларов. Председатель совета директоров «Проекта 111» Андрей Дегтяренко считает, что кризис затронет всех: «Логистика, конечно, пострадает. Долгосрочные последствия предсказать невозможно, но положительных перспектив не просматривается. У нас есть партнеры в Киеве. Я уверен, что отношения с ними не изменятся, поскольку наш взгляд на ситуацию в целом совпадает. Деловые отношения, очевидно, будут осложнены, особенно на уровне компаний, которым требуется взаимодействие с органами власти. Атмосфера и там, и там будет неблагоприятной еще как минимум несколько лет». Что касается Крыма как потенциального рынка сбыта, то «Проект 111» его для себя пока не рассматривает ввиду не самой лучшей там экономической ситуации», - считает он.

Успехи, IPSA и взор, обращенный к глубинке

В самом начале мы писали, что синяя деревянная лошадь любит тружеников. И практика это доказывает. Лето 2014 года принесло сразу две приятных новости, но обо всем по порядку.

В мае в Бостоне завершилась ежегодная церемония награждения The Dieline Awards. Заветную золотую статуэтку самой авторитетной мировой премии по дизайну упаковки завоевал проект российского агентства Depot WPF.

А в июне лидер по количеству позиций в шорт-листах различных категорий - работа Get Well Kit от отечественного агентства Geometry Global - получило бронзового льва в Каннах. Команда Андрея Ушакова разработала специальный чехол для iPhone, который в паре с мобильным приложением помогает укрепить здоровье пациента.

Нельзя обойти стороной и очень важный и крупный эксклюзивны контракт, который в феврале крупный российский дистрибьютор ГК «Круг» подписал с компанией Polyconcept Hong Kong Ltd.. Теперь российская компания полноправно представляет на сувенирном рынке России интересы международного поставщика промопродукции Polyconcept и получила прямой доступ ко всем складам и производственным мощностям Группы Компаний. Своеобразный подарок вышел, ведь «Круг» отметил свое 20-летие, приурочив к нему еще и ребрендинг. Теперь компания носит не менее жизнеутверждающее название Oasis.

В июле о сувенирах заговорили на государственном уровне. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что правительство России и региональные власти должны озаботиться разработкой национальной сувенирной продукции. Матвиенко уверена, что российские сувениры не должны ограничиваться лишь матрешками, в них необходимо вложить и национальную составляющую народов страны. Это заявление напомнило историю про Владимира Путина и карельские калитки, которых он предложил выставить на арену отечественного фаст-фуда. Что ж, посмотрим, к чему приведут обе эти инициативы. Дело-то хорошее, главное - чтобы не осталось оно только на словах.

Ну и, конечно, одно из главных приятных событий — прошедшая в конце сентября 27-я специализированная выставка бизнес–подарков, промоматериалов и рекламных сувениров IPSA. К этому стоит добавить что с этого года выставка сменила владельцев и стала гораздо более прозрачно, «общительной» и, безусловно, клиентоориентированной. Она собрала под своей крышей 208 компаний из 7 стран. Впервые на IPSA приехали экспоненты из Италии, Нидерландов и Литвы.«В российской выставке мы принимаем участие впервые, и до этого наша линия продукции B2B не была представлена на Вашем рынке. Для распространения своей продукции мы и ищем партнеров в России, и нужно отметить, что выставка для нас очень продуктивная, множество рекламных агентств и потенциальных дистрибьюторов заинтересовались нашей линейкой корпоративной продукции» - поделились впечатлениями представители бренда Moleskine.

Россияне изменят отношение к товарам из Поднебесной?

Подводя итоги года нельзя не отметить все возрастающее влияние Китая на отечественный рынок. Европейские санкции только подстегнули этот процесс.Из последнего – одна их крупнейших азиатских торговых площадок Aliexpress планирует открывать офис в России и уже выбрала директора по развитию в нашей стране, им стал Марк Завадский. А на днях состоялась IV выставка–форум «Бизнес с Китаем», которая прошла в Петербурге. На ней как раз и обсуждали особенности размещения заказов, в том числе, сувенирных, в Китае, тонкости логистики, особенности переговоров. Но, что немаловажно, в Петербурге впервые начал работать постоянно действующий российско–китайский Бизнес-Центр. В нем на первых порах будут работать более 40 компаний. Организаторами нового делового центра, целью которого станет развитие бизнес-контактов между российскими и китайскими предпринимателями, в том числе, малым и средним бизнесом, стали петербургская компания «Экспофорум Интернэшнл» и китайское бизнес-сообщество Санкт-Петербурга.

Многие к этой «китайской тенденции» относятся скептически, сетуя на качество продукции из Поднебесной. Однако с таким утверждением согласны не все. Очевидно, что Китай в плане производства товара стал очень разным. Директор компании Dragon Gifts Альбина Пэн считает, что качество зависит от подхода к бизнесу: «Не стоит забывать и том, что даже легендарная компания Apple, славящаяся технологичностью и высоким качеством продукции, имеет свое производство именно на территории Китая. Наши клиенты отлично знают, какое место в нашей компании отводится проверке качества продукции. Фактор, существенно отличающий нас от других компаний, расположенных в России, – мы находимся в непосредственном контакте с китайскими производителями и лично контролируем весь процесс».

Вместе эпилога

Чем нас порадовала осень? Резкой девальвацией рубля? Подешевевшей нефтью? Все новыми санкциями? Растущими каждый день ценами и кулуарными разговорами о идущем непонятно куда кризисе? Хочется, конечно, верить, что мрачные слухи так и останутся слухами. Надеемся, что каждый из представителей сувенирного бизнеса найдет свой способ выживания, свой рецепт, и что в итоге все сложится более-менее удачно. Светила экономики хоть и с натяжкой, но все же обещают, что со временем ситуация будет отыграна назад: рубль подорожает, нефть вернется на уровень $90 за баррель, что жизнь все же позволит всем нам хотя бы не потерять свои доходы. А это, согласитесь, очень важно в столь нестабильную пору. Во всяком случае, пусть это будем самым хорошим пожеланием на следующий год - год деревянной козы.



Елизавета Белова,

«Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza