Главная Сувенирная жизнь Смерть Китая. Часть II

Смерть Китая. Часть II

31.03.2014 в 12.56 2324Просмотров: 2324 15Комментариев: 15
Растущие цены, структурные изменения, правовые ограничения, колебания курса валют и жесткая конкуренция – вот что характеризует последние пару лет рынок промопродукции Юго-Восточной Азии. Для импортеров это означает одно: бизнес в этом регионе становится все более и более сложным.

Продолжение. Первую часть статьи читайте здесь.

Эксперты Азиатского департамента Международного валютного фонда (МВФ) Митали Дас (Mitali Das) и Папа Н'Диайне (Papa N’Diaye) прогнозируют, что к 2025 году в Китае уже не будет достаточного числа рабочих, готовых работать на заводах и фабриках, на стройках и рудниках за минимальную плату. Смерть «дешевого Китая» уже давно является предметом обсуждения, и иностранные компании, работающие с КНР, уловили тенденцию.

Рынок промопродукции Поднебесной уже затронули структурные изменения, такие, как перенос производств в более отдаленные, и поэтому более дешевые, регионы Китая. А колебания курса валют заставляют импортеров загодя переводить свои операции в юани. Об этом мы рассказали в первой части статьи «Смерть Китая». Сегодня мы рассмотрим тенденции в области CSR, экспансию сайта Alibaba.com и подведем итог: чего же отрасли ждать от Юго-Восточной Азии?

Производство модулей памяти в Уси: в производстве электронных компонентов у Китая нет конкурентов

CSR-тренд

Еще одна тема, которая держит серьезных игроков рынка в напряжении и ведет к росту цен, – проблема соответствия ожиданиям клиентов. Компании создают так называемые службы CSR (Customer Service Representative), ответственные за поддержание хороших отношений между предприятием и его потребителями. Эти службы отвечают на вопросы потребителей, решают проблемы и оказывают помощь в использовании продукции. Но в первую очередь, CSR гарантирует, что производство соответствует правовым нормам, а товар безопасен для потребления.

– Работа с клиентами и связанные с этим вопросы, такие как сертификация и аудит, являются объективной причиной роста цен, – пояснил Оскар ван дер Спруит (Oscar van der Spruit), генеральный директор голландской импортной компании Intraco. В ближайшее время требования предоставить соответствующие документы на продукцию станут нормой для многих заказчиков, а это значит, что данную практику необходимо внедрять и в Китае.

– Не стоит ждать чудес. Европе потребовались десятилетия, чтобы заставить эту систему работать, – заявил Кристоф Ашхаммер (Christof Achhammer), региональный менеджер немецкоговорящих рынков Mid Ocean Brands Germany. – Но давление со стороны заказчиков растет и налицо уже первые его результаты.

– Далеко не все заводы и фабрики Китая сертифицированы в соответствии с Европейскими нормами, – подтвердил слова коллеги Мейнхард Момбауер (Meinhard Mombauer), исполнительный директор LM Accessoires. – По факту, большинству из них до этих стандартов – как до Луны! Но многие начинают следовать тренду, так как для них это единственный шанс продать хоть что-нибудь. Этому способствует и эволюция китайского законодательства, в котором уже закреплено множество проблемных точек: минимальный уровень заработной платы, противопожарная безопасность производства и запрет на использование детского труда.

Правда, остается одна проблема, решение которой пока невозможно. Речь идет о допустимой длительности рабочего дня.

– Для многих фабрик нет иного выбора, кроме как продлевать рабочий день далеко за рамки, допустимые законом, – рассказал Дейдерик ван Стирум (Diederik van Styrum), управляющий директор Xindao. – Сотрудники часто вынуждены работать сверхурочно, а власти смотрят на это сквозь пальцы. Если бы все соблюдали трудовые нормативы, то цены моментально бы взлетели на 20%.

Понятно, что законы и сертификаты сами по себе не гарантируют соблюдения этичных условий труда или безопасности выпускаемой продукции, так как далеко не все участники рынка играют по правилам. Это приводит к извращенной конкуренции.

– Несколько лет назад, когда, если говорить на чистоту, никто всерьез не задумывался о потребительском контроле, все участники рынка закупали продукцию на одной и той же фабрике, – напомнил ван дер Спруит. – А сегодня мы имеем дело с огромным «серым» полем бизнеса, а черные овцы есть и на стороне производителей, и заказчиков. Сертификат соответствия проще купить. И как поступить в этом случае – действовать в рамках этики или погнаться за фантастической прибылью – решают сами хозяева фабрик. Компании, которые ответственно отнеслись к CSR, оказываются в заведомо невыгодном положении.

– Мы поддерживаем Кодекс деловой этики, утвержденный European Promotional Products Association (EPPA), потому что далеко не все коллеги играют по правилам, часто – по незнанию, – продолжил он. – Недавно я встречался с клиентом, который самостоятельно напрямую разместил заказ в Китае. На мой вопрос, запрашивал ли он сертификационную документацию у поставщика, он ответил, что никогда ни о чем подобном не слышал.

Фата-моргана «Алибабы»

Сегодня конечному заказчику вступить в контакт с китайскими производителями и получить общее представление о Южно-Азиатском рынке проще простого. И это значительно осложняет бизнес профессиональным экспортерам.

Производители практически любых видов товаров сейчас находятся на расстоянии всего нескольких кликов благодаря таким порталам, как Alibaba.com, а их цены доступны в сети Интернет.

– Из-за того, что цены доступны широкой публике, переговоры с клиентами стали крайне сложным делом, – пояснил ван дер Спруит. – Особенно если заявленные ими цены неправдоподобно низки. Нас покупатели продолжают спрашивать, почему продукция, размещенная на «Алибабе», в два раза дешевле?

– Конечно, для локальных дистрибьюторов - это большой соблазн выйти на производителей напрямую, – заявил Майкл Вейссенрайдер (Michael Weissenrieder), генеральный директор Global Brand Concepts. – И лишний раз слетать в Гонконг многие не против. Но специализированные поисковые системы только создают видимость, что экспортировать товары – проще простого. Десять заказов пройдут гладко, но в одиннадцатый раз вы можете столкнуться с реальными проблемами. По своему опыту скажу, что девять из десяти поставщиков на «Алибабе» можно списать со счетов сразу, не задумываясь. Их кандидатуры не выдержат даже самой простой проверки.

Поддерживая контакты

– Долгосрочные отношения – это альфа и омега бизнеса, они намного важнее, чем быстрая прибыль, – поделился своим кредо Момбауер. – Самый первый производитель, с которым мы скрепили договор рукопожатием в Тайване в 1992 году, по-прежнему остается нашим партнером. А тем временем управляет им уже второе поколение менеджеров.

– Производства наших основных поставщиков по-прежнему находятся в дельте реки Чжуцзян, – прокомментировал Ашхаммер. – Поддержка деловых отношений с нашими постоянными поставщиками – это приоритетная для нас задача.

– Качество продукции – лучший аргумент, но достигнуть стабильности в этом вопросе можно только прекратив метания от компании к компании и создав постоянную базу партнеров, с которыми можно работать, – добавил ван дер Спруит.

Это единственный путь, если цель – разрабатывать свои собственные, уникальные продукты, и тем самым выделяться на фоне коллег-конкурентов.

– Сегодня любой может купить что угодно, именно поэтому мы полагаемся на собственные проекты, которые соответственно защищаем и позиционируем на рынке. Но добиться этого можно только за счет долгосрочных отношений со стратегически важными заводами-партнерами, – заявил ван Стирум. Его компания Xindao является признанным пионером на проморынке в области уникального дизайна продукции китайского происхождения.

В итоге уважаемые отраслевые выставки Китая, в частности, Canton Fair и Hong Kong Gifts and Premium Fair, частично потеряли свой статус ведущих закупочных площадок для экспортеров.

– Крупные выставки по-прежнему важны, но не так значимы. Больший интерес вызывает охота за новинками, – сказал Момбауер. – Сейчас их роль сводится к отработке старых контактов и сравнительному анализу производителей и регионов. Поэтому, кроме мероприятий в Гонконге и Кантоне, мы посещаем много других выставок, например, в Шанхае, Шэньчжэне и Иу.

Однако среди поставщиков есть компании, которые игнорируют выставки и делают ставки на другие контактные площадки.

– Я не посещаю Canton Fair уже в течение трех лет и нисколько не сожалею, – заявил ван дер Спруит. – Я все еще выбираюсь на гонконгские выставки, но посещение заводов и другие способы делового общения стали в последние годы куда как актуальнее.

Еще одно препятствие на пути экспортера – каратиельные пошлины, например, на керамические изделия из Китая

Куда мы держим путь?

Самые крупные отраслевые выставки, конечно, все еще поражают успехами китайской промышленности. И для многих участников рынка неоспоримым остается факт, что Китай сохранит свой статус ключевой производственной базы, по крайней мере, в обозримом будущем. Уже существующая инфраструктура и очевидные улучшения в технической базе практически исключают вероятность переразмещения заказов в других странах с более дешевой рабочей силой.

– Мы полностью отказались от производства в Бангладеш, – заявил Вейссенрайдер. – Местные заводы совершенно не отвечают нашим требованиям.

– Вьетнам предлагает хорошие условия производства и достойный уровень качества. Многие компании, включая китайские фирмы, уже размещают заказы там. Но стоит хотя бы одному из станков сломаться, все производство замирает на неделю, – пожаловался ван дер Спруит. – Пока эта проблема не будет решена, Вьетнам не станет альтернативным производственным рынком.

– Перенос производства в Африку только ради демпинговых цен на труд равносилен огромному шагу в прошлое, где у нас не было контроля над производством, а условия труда были нечеловеческие, – прокомментировал ситуацию Ашхаммер. – Это бы положило конец всему, что мы создавали за многие годы, особенно в области клиентского сервиса и CSR. Это было бы просто топтанием на месте. Поэтому для нас перенос производства даже не обсуждается.

Некоторые компании начали переносить производственные площадки в Европу, но это не является общей тенденцией.

– Все чаще и чаще в Европе начинают производить отдельные типы продукции, – сообщил ван дер Спруит. – В ближайшие пять лет особый интерес будет вызывать производство в Восточной Европе. Но работа с мелкой электроникой, которая являются нашим ключевым направлением, здесь по-прежнему невозможна. Я постоянно слежу за действиями таких авторитетных компаний и розничных брендов, как Philips. И если они продолжают производить свою продукцию в Китае, значит и нам это доступно.

В итоге мы можем сделать прогноз для рынка промопродукции: даже если эра дешевого Китая уходит в прошлое, экспорт из КНР не прекратится. И только профессионалы смогут добиться на этом поприще успеха.

www.eppi-online.com
Перевел Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
Александр Захаров
 
По-моему это все подтверждает мою точку зрения. На развитом европейском рынке экспортные цены играют большую роль. Если нет альтернативы Китаю, значит цены будут однозначно расти. И это приведет не к подорожанию продукции, а сокращению маржи. При их масштабах бизнеса — это ощутимое падение прибыли.
 
 
 
Ответить
Гость Лазариус
Знаете, размышлял над тем, что вы написали. Теперь пожалуй должен с вами согласиться. В этом ключе «смерть китая» — рельаная угроза их рынку. Их, но не нашему.
Ответить
Александр Захаров
И нашего в том числе. Просто пока глобальные тенденции не так сильно влияют на Россию. Быть может к тому моменту, когда в 2025 году по прогнозам Китай растеряет всю свою привлекательность, мы еще пожалеем.
Ответить

Обсуждение перенесено на форум Перейти к обсуждению

Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza