Главная Мнения «Не надо делать халтуру». Интервью с создателем пересадовской керамики Юрием Пересадой

«Не надо делать халтуру». Интервью с создателем пересадовской керамики Юрием Пересадой

10.08.2007 в 10.56 5233Просмотров: 5233 0Комментариев: 0
На сегодняшний день пересадовская керамика - одна из луших в России. Возможно причина этого кроется в том, что все предметы в ней изготавливаются с любовью


Источник: informpskov.ru

Юрий Пересада производит первое впечатление рубахи-парня, но это совсем не так. Пересада - сложный человек, искренний и талантливый. Его фамилия, видимо, диктует ему желание постоянно передвигаться, пересаживаться с одного корабля на другой: 16-летним мальчишкой он сбежал из приличного семейства харьковских инженеров в Москву, и с тех пор так и передвигается по этой земле с Харькова в Москву, из Москвы на Сахалин, потом снова в Москву, и сейчас его дом - Печоры. В этих странствиях была Средняя Азия, где он работал в археологической экспедиции под Бухарой и впервые увидел азиатскую глину. Практические опыты с глиной начались в Ташкенте, где Юрий получил огромное удовольствие от работы с материалом, там началась любовь к керамическому делу. Юрий говорит, что его жизненная позиция – "позиция выстраданного оптимизма". За время странствий он много чему научился, женился, стал главой семьи, в которой пятеро детей, и овладел, вроде бы, простым глиняным ремеслом – изготовлением керамики, но его керамика одна из лучших в России – ПЕРЕСАДОВСКАЯ КЕРАМИКА.

- Ваши передвижения по нашей большой стране выглядят достаточно легко: то туда поехал, то здесь остался, Вы двигаетесь по течению, не сопротивляясь обстоятельствам?

- Нет, наоборот, я надеюсь, что я так делал себя. В этих странствиях жизнь преподносит определенные уроки и дает людей, которые учат. Мне встречались люди, которые сыграли в моей жизни существенную роль: после Сахалина я приехал в Оптину пустынь и там крестился.

-Что же это были за люди, которые так повлияли на Вас?

- Скажу просто: их дела соответствовали их словам. Люди говорили о духовном, но не только говорили, они это делали и этим жили. Среди них, в том числе, был человек, обладающий даром не осуждать людей, и для меня это был колоссальный внутренний опыт, который я не люблю вытаскивать на поверхность. У каждого есть выбор: видеть такие уроки или не видеть. Вернувшись в Москву, я стал работать в керамической мастерской, появилась семья, венчался, первая дочка, вторая…Потом, восемь лет назад, решили переехать в Печоры: все хотят в столицу, а мы уехали в провинцию.

-Почему?

-Для внутренней жизни нашей семьи это было необходимо. На этот переезд мы получили благословение от священника. Но мы не крестьяне, мы – городские жители, и в провинциальном городке встал вопрос содержания семьи. Так что я трезво оценивал, что мы теряем и что приобретаем, уезжая из Москвы. Мой хлеб, керамика, не является тем хлебом, который приносит большие доходы, но хлеб насущный дается. У нас в Печорах родились еще трое мальчиков. Сейчас у нас Мария, Ольга, Иоанн, Матфей, Лев. Я из тех людей, которые считают, как писал Бродский, что "оправдание нашей наготе - дети". Дети, приходя в этот мир, научают родителей, как надо жить, они меняют наши души, и на своем опыте отцовства это ощутил и узнал.

- На что содержите свою большую семью?

-В Печорах есть глина, а Сарин Геннадий Игнатьевич, руководитель Еврокерамики, дает мне возможность работать, потому что аренда моей мастерской для предприятия не представляет никакого экономического интереса, и он является невольным благодетелем нашей семьи. Так что отношение к жизни у меня довольно оптимистическое, а с другой стороны я хорошо понимаю, что жизнь - жестокая штука. Наш переезд был особенно труден для моей жены, она москвичка, а я сам привык к переменам, к полемике с миром.

-Ваше бунтарство продолжается, но это называется своеволием?

- Наверное, это плохо, но это тот фактор, который позволят мне развиваться: что плохо, а что хорошо, я должен узнавать на собственном опыте.

- В нашем промысловом народном искусстве сейчас красивых вещей почти нет, но Ваша керамика - исключение. Очень теплые, красивые, домашние вещи. С чего начинали, с печорской глины?

- Знаете, у каждого человека есть какой-то талант, какое-то призвание, и очень важно, если человек свой талант узнает, поймет и будет его развивать, тогда и плоды будут. Мы каждый раз делаем выбор: я ушел с выгодной работы в керамику, потому что знал – это мое. Профессиональный и личностный рост связан с некоторым самоограничением: я заработал деньги и могу их потратить, а могу и инвестировать в дело. Когда я приехал в Печоры, начал работать с тем, что было. У меня была небольшая печь, арендовал помещение и полтора месяца работал без света, работал и работал, потом стал что-то продавать, потихонечку нашел этот стиль. Глину мы сами заготавливаем из экономических соображений: покупаем карьерную глину, высушиваем ее, замачиваем, перемешиваем – готовим глиняное тесто и работаем с ним. В месяц мы тратим около тонны глины, хотя у нас маленькая мастерская.

Надо всем жить: у меня большая семья, в моей мастерской работают люди, у которых тоже есть семьи, всем надо зарабатывать деньги на жизнь. Ну, а мои ученики имеют такую склонность разбегаться и заводить свое дело, что неплохо, это нормальное развитие, но вот в крупном бизнесе не убежишь, там нужны машины, оборудование, крупные вложение, а у нас круг и глина – валяй. Но все только на первый взгляд дешево и просто, все здесь требует труда, стилистической точности, технологии, а те, кто уходят от меня, как правило, изготавливают профанацию. Они профанируют мою керамику по принципу: сделаем попроще - продадим подешевле. В отличие от меня они не выстрадали авторский стиль, они ничего не добивались сами, они работали у меня и посчитали это достаточным, чтобы открыть свое дело. Поэтому в лучшем случае они могут сделать копию, причем, не очень хорошую. А рынок не стоит на месте, люди хотят нового и более интересного.

- Вас это не пугает?

- Нисколько. У меня есть идеи. Керамика – тяжелый хлеб, и этим делом можно заниматься при одном условии: если ты любишь эту работу, и она приносит тебе удовольствие. Только ради денег занимать керамическим производством – не есть хорошо, и так, думаю, в любом деле. У меня был опыт по ремонту мобильных телефонов, я пытался заработать денег в другой области, но в моем случае это оказалось невозможным, мне нужно, чтобы дело нравилось. Только ради денег ничего не получится.

- Вам нравится вся эта жизнь: жена, дети, глина…

Мне нравится жизнь во всех ее проявлениях. Мне нравятся и падения, потому что можно подняться. И еще мне нравятся монументальные вещи. В конце XIX начала XX веков делали великолепные декоративные печные фризы, модерн, но для этого нужны заказы. Это дорого, но это очень интересно. Дорого потому, что дорогая работа, дорогая технология. К тому же наша работа не может ограничиваться бизнес-планом, ее нельзя просчитать, сколько будет заказчиков, когда они будут, и сколько это будет стоить. Все очень спонтанно, индивидуально и непредсказуемо, в отличие от пива, водки и хлеба. Меня поразил один факт: в Суздале есть владелец мясокомбината господин Дымов, который открыл свое предприятие "Суздальская керамика". Ощущение такое, что он сделал это предприятие не ради денег, а ради удовольствия. На этом предприятии немецкие печи обжига, а я свои делал сам. Одна печь мне обошлась тогда тысячи три долларов, а печь в Суздале стоит тысяч 15-20. У него прекрасное оборудование, вытяжки, идеальная чистота на предприятии, экскурсия по мастерской – тысяча рублей в час, ее смотрят как достопримечательность. Человек начал делать дело и довел его до определенного совершенства, и эти мастерские работают на его авторитет, хотя для него это хобби.

- Дорогое хобби...

- Вообще керамика – это материалоемкое и энергоемкое производство, оно требует немалых денежных средств. Мы когда-то делали крупномерные цветочные горшки, кстати, они стоят сейчас в гостинице Гелиопарк, но вынуждены были прекратить их производство, много затрат, а прибыль очень невелика. Рынок сувенирной продукции в Пскове сложится только тогда, когда будут оптовые покупатели, оптовые продавцы, когда это будет бизнес. Например, в Суздале эта проблема решена.

- Но Вы же занимаетесь этим рынком?

- Невольно, потому что мне нравится не заниматься продажей своей керамики, а заниматься производством, мне нравится размах, но ниже какого-то уровня опускаться не хочется, поэтому насколько возможен размах – не знаю. К бизнесу у меня отношение интуитивное: я знаю, что мне можно делать, а что – нельзя. Мне, например, очень хочется делать крупные вещи.

- Какие?

Изразцовые печи. Я сам придумал печь, нарисовал, вместе с моим другом, гипсомодельщиком, мы сделали модели, формы, сделали печку. Для меня это в какой-то мере авантюризм, потому что у меня семья, пятеро детей, а я вкладываю деньги в идею, реализация которой непонятна. В бизнесе просто: выгодно-невыгодно-выгодно-невыгодно – и это главный критерий. Но я хочу инвестировать деньги в художественную идею и двигаюсь в этом направлении. Хотя можно просто созерцать жизнь, рыбачить по выходным, но мне это неинтересно, мне интересно реализовывать свои идеи, что-то сделать еще в этой жизни. Печку мы сделали частному заказчику в его дом, на керамике я бы заработал больше, но я получил большое удовольствие от работы.

О печных изразцах можно рассказывать много, например, в Калуге в старые времена – изразцовая печь – это статус, и наличие такой печи в доме предполагало высокий доход хозяина и его положение в обществе. Псковичи могут представить себе псковскую традиционную изразцовую печь, посмотрев ее в Приказных палатах. Хорошо известны голландские изразцовые печи в городских квартирах Питера, печи модерн. Сейчас мы сделали вторую печь, "шведку", по стилю модерн, белая печь, по фризу растекается рельеф из роз – элегантная получилась печка. Более того, мы участвовали с нею в Международной выставке в Москве, называлась она "Салон каминов - 2007" на Красной Пресне. Для нас это не по рангу, это ранг производителей-фирм, а не маленькой мастерской, как моя. Там производственники, а у нас – эксклюзив, у нас единичность и штучность. Но нас отметили приватно, устроитель выставки директор холдинга "Красивые дома" С.Л.Экономов подошел к нашему самому маленькому стенду, отметив, что стиль, который мы выбрали, не показан на рынке и он интересен.

- Сколько стоит такая изразцовая печка?

- Это роскошь и это дорого, над печкой работает коллектив, и стоит она сейчас где-то две-шесть тысяч евро, но эта печка, в отличие от автомобиля, не только украсит дом, но останется потомкам, мы даем гарантию 25 лет и более. Для приобретения такой печи заказчику нужно понимать, что он заказывает. Печи, камины переходят в сферу художественную: человек просто хочет смотреть на огонь, хочет, чтобы в его доме был живой огонь, а не только приборы отопления, которые дают комфорт. Поэтому случится ли интерес к печам в России? Тем более, что дрова в России всегда будут, это восстанавливаемое сырье, лес доступен, а вот с газом могут быть проблемы. Сейчас можно компоновать: печь-камин. Этот рынок динамично развивается, и на него рвутся западные фирмы. У нас в Печорах крупное месторождение глины, но производство изразца идет не на квадратные метры, а на штуки. Цена западного изразца гораздо выше нашего, а мы можем делать эксклюзивные печи по цене тиражированной немецкой печи. Но, к сожалению, не так много людей, которые могут оценить наши печи, хотя мы делаем и интереснее, и дешевле. Человек получит штучную вещь на всю жизнь. Люди, которые покупают настоящую вещь, должны гордиться тем, что они могут позволить себе обладание такими эксклюзивными вещами. Хороших настоящих вещей мало, и они не для всех. Жизнь человека должна быть индивидуальной и яркой, без стереотипов тиражного рынка, и жить в своем доме надо по средствам, но с любовью.

- Как складывался стиль, Юра?

- Гончарный круг позволяет делать много изделий и недорого. Но тираж на гончарном круге небольшой, и насчет "недорого" тоже сомнительно. После гончарного круга у нас идет большая доработка декоративной части предмета, обжиг.

- Вообще, как Вы видите керамику, что это такое?

- Когда-то в Англии в 70-е годы началось движение по возрождению ремесел с лозунгом: хватит поклоняться мертвому машинному, нужно ценить ручной труд. И это правильно, потому что в вещь, выполненную руками, вложен собственный труд и любовь. Девочкам-декораторам в своей мастерской я говорю: "Поймите, люди платят деньги не за количество, не за размер, а за любовь, которую вы вкладываете в эти изделия, и если вы их делаете с любовью и творчеством – это все остается в керамике. В этом вся ценность предмета". Вся древняя керамика Европы - это красножгущиеся глины до 1000 градусов, низкий обжиг. Высокий обжиг – это Восток, Китай. Высокий обжиг – это высокое качество посуды, возможность мыть в посудомоечной машине, ставить на открытый огонь. В наших изделиях – низкий обжиг, когда черепок не спекается, и в глине сохраняются поры. Такое изделие окунают в молоко, и казеин при температуре превращается в воднонерастворимую фракцию, закрывает поры. Наше изделие мы ставим в молоко, оно им напитывается, а потом – в печку, где молоко запекается в порах. Но кроме обварки мы еще используем технологию лощения, полируем глину, наносим рельеф на изделие: треугольнички, кружочки, валики с накаткой. Это все лощат, ставят в печку на обжиг, потом окунают в молоко и снова запекают в печи, причем, в молоко окунают несколько раз, получается такая лессировка. На некоторых изделиях мы оплетаем ручки, так что над своими изделиями мы много-много работаем, гончарный круг – только начало работы.

- Откуда взяли образцы рельефов?

- Мы начинали с лаконичной формы, например, крынки псковские отличаются от тверских, а эстонские вообще как стаканы. Всегда возникает внутренняя потребность сделать что-то новое. Сначала мы делали лепные рельефы из тонких жгутиков, потом мы стали делать тиснение, потом совместили две эти техники. Мы используем в рельефе нашей посуды псковский треугольник – бегунок, который украшает барабаны псковских храмов. Иногда мы делаем большие напольные вазы, рельеф которых выполнен полностью бегунком. Есть удивительная владимиро-суздальская каменная храмовая резьба, там какие-то корни византийские, непонятные зооморфные существа, птицы сирины – интересные странные персонажи. Я обратился к своему другу художнику, чтобы он вырезал мне рельефы, предполагалось изготавливать какие-то подвески-сувениры, но так как мы не занимаемся дешевой сувениркой, у нас это не пошло, и мы стали использовать рельефы на посуде. У этих рельефов подлинные корни. Потом я доехал до Суздаля и Владимира, чтобы увидеть эту резьбу, которую знал по книжкам, и сейчас работаю с Владимиро-Суздальским музеем. Вообще получается, что я работаю не с уличной сувенирной торговлей, а с музеями: мою керамику покупают в Псковском, Новгородском, Владимиро-Суздальском, Ростовском музеях.

-А как нашли форму своей посуды, ведь, например, не всяким чайником можно пользоваться - неудобно наливать заварку, выливается, а у ваших - очень интересная и удобная форма?

Ну, я просто знаю, как это должно быть, но есть и дань современному миру, к тому же плетеная ручка – это восточная культура. Да и вообще чайники как таковые – очень позднее явление. Вот, например, наши щанки – двойные горшки, в них крестьяне носили щи и кашу на поле, квасники для кваса – вот это старое, исконное. Кстати, щанки у нас на Псковщине назывались мурашечки. У нас много предметов из народной жизни, наш сувенир должен иметь русские корни.

- Вы можете оценить Вашу керамику?

- Эстетически хорошая, функционально хотелось бы, чтобы она была лучше. Ею нельзя пользоваться в посудомоечной машине и ставить на открытый огонь: в микроволновку – пожалуйста, в духовку – пожалуйста. Существует понятие рынка, и еще десять лет назад люди ничего не понимали в вещи. А сейчас мы продаем нашу керамику дороже, чем китайскую продукцию, и ее покупают.

-То есть Вы победили китайцев?

Не знаю, но их чайники дешевле. Надо просто понять, что, как хороших докторов, хороших учителей – так и хороших вещей – мало.

Ваша керамика из разряда хороших вещей?

Я надеюсь, и я эту культивирую: не надо делать халтуру. А вообще китайцы молодцы, они могут сделать все, что угодно: на три копейки – на три копейки, на десять – на десять, на сто – будет на сто.

Знаете, есть такая народная байка о том, что Печоры отойдут Эстонии, и в Михайловском соборе будет лютеранский костел. Спросили отца Иоанна (Крестьянкина) об истинности предсказания, старец ответил: "Ну, что ж - у нас Эстония, а вот в Москве – Китай". Говорят же, что когда люди - лидеры, там участвует какая-то дремучая энергия. Наш генофонд сильно поврежден, а нынешний наш народ только развращают. Этот образ успешности, который так эффективно внедряется в наше сознание, очень опасен: все хотят стать управленцами, фабрикантами, олигархами, никто реально не оценивает свои возможности, даже те, кто уехал в столицу. Какие у них перспективы – снимать жилье до рождения внуков? Москва может быть хорошей школой, а потом надо возвращаться в свой регион и добиваться большего для своей родины. Я патриот Псковской земли: выезжаю из Москвы, заехал на территорию Псковской области, ну, думаю, наконец-то дома.

- Но сделать дело в регионе очень трудно, вот Вы – человек православный, думаю, Вам и Господь помогает?

- Да, и детей у меня столько, что мне без Бога никуда, хотя моим детям сейчас физически негде сделать домашнее задание. Я не могу заработать себе на квартиру. А еда, одежда на пятерых! Все говорят, что надо развивать малый бизнес, но не видно, что в нашей стране хотят развивать малый бизнес, и очень жаль, если будет утрачена традиция ремесла, ручной работы. Это надо поощрять, поощрять разумными и внятными налогами, чтобы человек мог вести свой малый бизнес и приносить пользу себе и своей стране.

- А Вы – художник?

- Нет, думаю, ремесленник. Я не обольщаюсь, чтобы быть художником, надо окунуться в какие-то стихии и поставить на карту все ради личной самореализации. Но сувенир, к которому моя керамика имеет прямое отношение, должен быть, как сейчас говорят, креативным, обновляться, быть индивидуальным. Гончарный круг – это просто определенные навыки, определенное мастерство, которое доступно, в какой-то мере, многим, но вершины его достигаются не всеми. Я разработал свою керамику, я научил мастеров декорировать, я поддерживаю это в должной форме и мы не стоим на месте. Мне нравится достигать каких-то целей.

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza