Главная Мнения Андрей Соколов: Ключевую роль в процессе перехода к цивилизованному рынку играют крупнейшие отраслевые ассоциации

Андрей Соколов: Ключевую роль в процессе перехода к цивилизованному рынку играют крупнейшие отраслевые ассоциации

16.09.2013 в 16.14 1355Просмотров: 1355 0Комментариев: 0
Президент группы компаний e:mg, вице-президент РАМУ Андрей Соколов поделился с редакцией AdIndex своими мыслями о необходимости отраслевых ассоциаций и рейтингов, новых стандартах в области маркетинговых услуг и особенностях digital-маркетинга.

Фото: AdIndex.ru
Андрей Соколов
президент группы компаний e:mg, вице-президент РАМУ 

– Андрей, расскажите, пожалуйста, в каком направлении сейчас развивается рынок маркетинговых услуг? Какие тенденции его развития вы можете отметить?

– Один из ярко выраженных трендов последних лет – это постепенный переход к большей цивилизованности и прозрачности рекламного рынка. Это закономерный процесс и показатель зрелости индустрии.

Усиливается конкуренция, усложняются требования заказчиков, это требует не только высокого профессионализма от агентств, но и инструментария, который позволит как клиентам, так и участникам рекламного рынка ориентироваться в индустрии. Потребность в объективной и доступной информации об отрасли постоянно увеличивается.

Еще одна важная тенденция – готовность клиентов и агентств к диалогу, к совместному решению проблем отрасли, к поиску взаимовыгодных решений. Ведь результативность проектов, правильное планирование и высокое качество работы зависят от обеих сторон, от их взаимопонимания и гармоничного сотрудничества. И в успехе заинтересованы также обе стороны.

– Каково практическое проявление этих тенденций?

– Ключевую роль в процессе перехода к цивилизованному рынку играют крупнейшие отраслевые ассоциации.

Индустриальные стандарты и рейтинги, которые разрабатывает и публикует РАМУ (Российская ассоциация маркетинговых услуг), уникальные исследования, которые регулярно проводятся уже несколько лет, помогают более объективно оценивать положение агентств на рынке, уровень их финансовой стабильности и креатива, качество оказываемых услуг. Эта планомерная работа способствует лучшему пониманию клиентами специфики индустрии маркетинговых коммуникаций и облегчению взаимодействия рекламодателей и агентств.

– Какие новые стандарты были введены, в чем заключается их важность для агентств и для клиентов?

– Один из первых введенных РАМУ стандартов  – это "Классификатор деятельности компаний в области маркетинговых услуг". В первые годы становления индустрии агентства позиционировались недостаточно четко, были расхождения в терминах. В результате клиентам оказывалось сложно выбирать участников тендера, а самим агентствам – оценивать реальную ситуацию в отрасли. Создание классификатора было очень важным шагом к систематизации индустрии маркетинговых услуг, к построению единого рыночного пространства.

Другие стандарты, разработанные РАМУ, – это описание основных компетенций и услуг маркетинговых агентств, процессов управления проектом в агентстве, уровень зарплат штатного персонала, образец сметы, пакет документов для организации тендеров. Все эти нормативы помогают упорядочить взаимодействие клиентов и агентств, способствуют конструктивному диалогу и правильному планированию проектов, формированию таймингов, бюджета.

РАМУ регулярно проводит мониторинг ставок полевого персонала. Полученные результаты рекомендованы Ассоциацией к применению в качестве отраслевых нормативов оплаты услуг промоутеров. При разработке проектов очень важно правильно оценивать ситуацию на рынке и предлагать адекватные ставки, поскольку успех промо-акции в значительной степени зависит от качества работы полевого персонала.

Особенно полезны отраслевые стандарты для небольших агентств, у которых, как правило, нет ресурсов для проведения самостоятельного анализа рыночной ситуации.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о рейтингах и исследованиях РАМУ. Как они помогают участникам рынка?

– С 2009 года ежегодно проводится исследование «Отношение рекламодателей к рынку маркетинговых услуг». Цель его – показать, как меняется узнаваемость агентств, их положение на рынке в целом и в конкретных сегментах маркетинговых услуг. По результатам исследования можно судить как об основных трендах развития индустрии, так и о том, насколько удовлетворены клиенты работой каждого агентства, какие виды услуг наиболее востребованы, какие характеристики агентств более важны для клиентов, а какие менее. Для агентств результаты исследования РАМУ – это и обратная связь с клиентами, и возможность оценить общую картину, положение игроков в индустрии. Рекламодателям же рейтинг помогает лучше ориентироваться на рынке маркетинговых услуг, учитывать специализацию агентств при выборе участников тендера.

Также с 2009 года регулярно формируется рейтинг BTL-агентств по финансовым оборотам. Цель его – оценить положение агентств на рынке, уровень их финансовой стабильности и динамику развития. Верификацию данных осуществляют независимые аудиторские компании, что обеспечивает объективность получаемых цифр.

Результаты исследований общедоступны и публикуются на сайте РАМУ, что помогает ориентироваться в индустрии маркетинговых услуг не только крупнейшим игрокам, но и всем участникам.

– А насколько сами участники рынка настроены на то, чтобы поддерживать эту деятельность РАМУ?

– Среди агентств сейчас есть как «активисты» (в основном крупные компании, лидеры рынка), принимающие участие во всех исследованиях и рейтингах, так и те, кто пока предпочитает занимать выжидательную позицию. В то же время, заметно растет интерес клиентов к рейтингам, отраслевым фестивалям, исследованиям. На семинарах и круглых столах, которые РАМУ проводит для клиентов, в зале практически не остается свободных мест, и аудитория реагирует очень активно.

Все это говорит о готовности клиентов к диалогу, заинтересованности в более открытых, «прозрачных» отношениях с агентствами. Можно ожидать, что эта тенденция сохранится и в будущем, а значит, и агентства будут все более мотивированы на участие в исследованиях и присутствие в рейтингах.

– Есть ли у вас данные об использовании клиентами рейтингов – например, при выборе агентства для сотрудничества? Как и в чем это проявляется, какие показатели интересуют заказчиков больше?

– Клиенты при выборе агентств ориентируются прежде всего на собственный опыт и рекомендации коллег, но в последние годы все больше внимания уделяют отраслевым рейтингам – как объективному показателю уровня агентств. Значимость того или иного рейтинга зависит от задач и особенностей проекта. Если нужна нестандартная акция, оригинальное решение, то ориентиром послужит в первую очередь рейтинг креативности АКАР. Если требуется крупное, финансово стабильное агентство, то рейтинг агентств по оборотам. Исследование РАМУ «Отношение рекламодателей к рынку маркетинговых услуг» выявляет лидеров в каждом сегменте маркетинговых услуг, а также показывает степень удовлетворенности заказчиков работой того или иного агентства.

По результатам исследования РАМУ, для заказчиков при выборе агентства наиболее значимы уровень креатива, качество оказываемых услуг и цена.

– В последние годы активно развивается digital-маркетинг. Как это влияет на востребованность других видов маркетинговых услуг?

– Digital-коммуникации развиваются очень быстро. Причем, если несколько лет назад это было инновационное направление, то сейчас цифровые механики стали неотъемлемой частью рекламных кампаний. В то же время, они не вытесняют традиционные виды маркетинговых коммуникаций, а стали дополнением, еще одним инструментом взаимодействия с потребителем. И наиболее яркие и успешные проекты основаны на грамотном подборе и профессиональном применении сразу нескольких инструментов. Развитие интегрированных коммуникаций, в том числе с включением новых механик – неизменный тренд последних лет.

– То есть можно утверждать, что цифровая отрасль не столько вытеснила привычные медиа, сколько обогатила их?

– Да. Хотя сейчас появляется все больше кампаний, в которых digital-коммуникации играют роль центрального звена. Однако, это означает не отказ от более традиционных инструментов, а сочетание их с цифровыми технологиями.

– Какие интегрированные кампании последних лет можно назвать наиболее яркими или успешными?

– Рынок активно развивается, все время появляются новые интересные проекты. Назову наиболее запомнившиеся кейсы с последнего фестиваля «Каннские львы». Это «Dumb Ways To Die» от McCann Melbourne, «Real Beauty Sketches» от Ogilvy Brasil, «Small World Machines» от Leo Burnett Sydney и «Potable Water Generator» от Mayo Draftfcb Lima. Характерно, что у всех этих кампаний очень сильна социальная составляющая, и ключевое звено коммуникации – новые технологии и digital.

– В декабре 2011 года вы объявили о создании группы компаний e:mg (Effective Marketing Group). Чем продиктовано решение объединить несколько агентств в группу?

– Интеграция агентств в группу значительно усиливает не только их креативный потенциал, но и экспертизу в digital-, event-, consumer- и trade-маркетинге. Кроме того, ряд подразделений работает на все агентства холдинга, что позволяет оптимизировать издержки и повышает эффективность бизнеса. Например, в последнем опубликованном РАМУ рейтинге BTL-агентств по финансовым показателям группа e:mg вошла в топ-5.

– Изменилась ли специализация агентств после объединения в группу e:mg?

– Нет, основные направления бизнеса остались прежними. Флагманское агентство e:mg специализируется на разработке и реализации интегрированных рекламных кампаний, включающих в себя весь спектр маркетинговых инструментов. Агентство Imagency имеет огромный опыт осуществления проектов по всем направлениям consumer promotion, а также активно и успешно развивает digital-направление. Praktika специализируется на trade-маркетинге, а Drugie – на digital-маркетинге.

– Какие направления бизнеса приносят группе наибольший доход, можно ли их выделить?

– Если говорить о группе в целом, то это consumer promotion, trade-маркетинг, event-маркетинг и digital-маркетинг, в том числе как компоненты интегрированных коммуникаций. При этом, доля цифровых коммуникаций и TTL растет.

– Отражает ли эта ситуация общие направления развития отрасли, можно ли сказать, что какие-либо направления сейчас более перспективны, какие, почему?

– Да, эта картина вполне соответствует рыночной ситуации. Digital-маркетинг продолжает динамично развиваться, все чаще играя роль ядра в TTL-кампаниях. Event-маркетинг остается востребованным, но часто предполагает достаточно высокие бюджеты, что ограничивает его применение. Активно используется trade-маркетинг, особенно работа у полки и программы лояльности для торгового персонала. Классическое промо на этом фоне играет скорее вспомогательную роль, но сохраняется как часть интегрированных коммуникаций.

Екатерина Новгородова, AdIndex.ru

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza