Главная Мнения Что общего у сувенирного бизнеса и полиграфии?

Что общего у сувенирного бизнеса и полиграфии?

23.01.2007 в 17.01 4185Просмотров: 4185 0Комментариев: 0
Компания «Альфа-Дизайн» сочетает два направления — полиграфию и сувенирный бизнес, и потому является членом двух ассоциаций — Русской Ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС) и Московского полиграфического союза (МПС). О том, что дает это членство, как оно влияет на бизнес и какие задачи стоят перед ассоциациями, размышляет заместитель генерального директора компании «Альфа-Дизайн» Дмитрий Лаврик


Компания «Альфа-Дизайн» сочетает два направления — полиграфию и сувенирный бизнес, и потому является членом двух ассоциаций — Русской Ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС) и Московского полиграфического союза (МПС). О том, что дает это членство, как оно влияет на бизнес и какие задачи стоят перед ассоциациями, размышляет заместитель генерального директора компании «Альфа-Дизайн» Дмитрий Лаврик.

— Чем продиктовано то, что вы сочетаете эти два направления?

— Наша компания была первой из типографий, которая, наряду с полиграфией, начала заниматься бизнес-сувенирами. Сейчас некоторые наши коллеги последовали этому примеру. Продиктовано это тем, что сувенирный бизнес близок рекламной полиграфии, прежде всего, по целевой аудитории. Очень часто клиент рекламной типографии — это тот же человек или отдел компании-заказчика, который заказывает и бизнес-сувениры. На мой взгляд, целесообразно использовать эту возможность, тем более что издержки в этом случае у нового (сувенирного) бизнеса будут небольшие.

— На сувенирном рынке присутствуют два вида компаний — «чистые» поставщики и полиграфические предприятия с отделами сувениров…

— Я бы предложил немного другую классификацию. Во-первых, это компании, которые занимаются импортом сувениров (без этой составляющей сувенирный бизнес практически невозможен, т.к. на сегодняшний момент производство соответствующей продукции внутри страны, к сожалению, ничтожно мало). Во-вторых — производственные компании, которые занимаются персонализацией: вышивкой, гравировкой, тампонной и шелкотрафаретной печатью, нанесением деколей и т.д. И, наконец, компании, которые специализируются на продажах сувенирной продукции конечным потребителям. Разумеется, есть различные сочетания и вариации этих трех основных специализаций. Наша компания, например, самостоятельно импортирует сувенирную продукцию, предоставляет услуги по персонализации, и пока еще почти половину объема продаж сувенирной продукции мы осуществляем прямым клиентам. Остальные продажи — это поставки сувениров для малых и средних сувенирных компаний, рекламных агентств. Когда мы поняли, что хотим создать сувенирный бизнес, а это был 1994 год, в Москве существовал всего лишь один тампостанок. Мы завезли второй, поэтому, безусловно, ни о какой кооперации тогда не могло быть и речи. Сейчас же кооперация — это реалии сувенирного рынка. Что же касается полиграфических предприятий с отделами сувенирной продукции, то сегодня их еще очень мало. Но потенциал этой ниши явно недооценен полиграфистами.

— Как развивался сувенирный рынок?

— До 1998г. — по восходящей. После кризиса, естественно, произошел спад, даже более ощутимый, чем в полиграфии. Полиграфическое направление быстрее восстановилось, набрало докризисные обороты. Сувенирное же находилось в состоянии стагнации чуть дольше. Но, тем не менее, с 1999–2000 года это направление развивалось очень активно. Именно в этой связи в 2001 году мы приняли решение, что будем не только импортировать, но и производить сувениры.

— И что представляет собой ваше производство?

— Мы организовали издательский отдел, разработали линейку ежедневников, наладили производство в нашей типографии с учетом особенностей технологии твердого переплета. В настоящий момент «Альфа-Дизайн» является не только одним из основных производителей ежедневников для российского рынка, но и поставщиком полуфабриката — готовых блоков и переплетных крышек. Таким образом, два основных направления деятельности нашей компании получили хороший прецедент: для типографии ежедневники — это полиграфическая продукция, а для сувенирного департамента и наших уважаемых клиентов и партнеров — конечно, бизнес-сувенир.

— Вы были учредителями РАППС. А как все началось?

— Есть одна сходная черта и полиграфического, и сувенирного бизнеса: многие основные игроки знакомы лично, имеют хорошие приятельские отношения. В результате и появляются такие важные элементы, как ассоциации и некоммерческие организации, роль которых растет практически пропорционально росту этих сегментов рынка. Так, на сувенирной выставке в Дюссельдорфе в 2001г., которую ежегодно проводит Международная ассоциация производителей сувениров — PSI, встретились коллеги из России и организовали инициативную группу. Ее участники согласились с тем, что есть ряд общих вопросов, при качественном решении которых выиграет все сувенирное сообщество. Уже в июне 2001г. была создана Ассоциация. Этап становления происходил быстро: был создан профессиональный освобожденный исполнительный орган, и меньше чем через год Ассоциация вышла с собственной выставкой и насыщенной программой. Такое быстрое развитие стало возможно, на мой взгляд, благодаря тому, что был создан исполнительный орган, а в решении задач превалировал бизнес-подход.

— Как соотносится тот факт, что вы — участники Ассоциации — конкуренты?

— На мой взгляд, это вполне нормальный процесс. Ведь ассоциации не занимаются задачами одного отдельно взятого предприятия. Работа нацелена на решение общеотраслевых вопросов, в этом заинтересовано все бизнес-сообщество. Да и к тому же участвовать в ассоциации просто выгодно. Помимо перспектив, есть и прямая экономическая целесообразность. Например, сувенирная выставка РАППС хорошо посещаема, приносит реальный и очень быстрый экономический эффект, а для членов Ассоциации есть скидки на участие в ней. Нельзя переоценить и информационные материалы, которые предоставляет исполнительный комитет, и те встречи, которые организуются в рамках Ассоциации. Это обмен опытом в кругу профессионалов. Почему нет противоречий? Потому что все, кто выступил соучредителем или стал позднее членом, заинтересованы, чтобы рынок развивался цивилизованно, с хорошей перспективой.

— Как Вы как учредитель понимаете задачи этих двух ассоциаций?

— Нельзя сравнивать по обороту сувенирный бизнес и полиграфию. Конечно, полиграфия — это индустрия, и, естественно, в этой отрасли задействованы большие инвестиции, и она имеет существенно больший оборот. Сувенирный бизнес не такой крупный, и перед РАППС не стоят глобальные задачи, подобные тем, какие должна решать полиграфическая ассоциация. Задачи, которые надо было решать РАППС, были более прагматичные, в том числе по популяризации направления среди клиентов как элемент деловой этики, привлечь к сувенирке внимание тех компаний, которые ранее не прибегали к услугам этого бизнеса, информировать о возможностях рынка. Вот цель РАППС.

В чем причина создания МПС? Складывалось впечатление, что внимание правительства сосредоточено только на решении задач ГУПов (приватизация, акционирование). Процессы, безусловно, важные. Но ведь, во-первых, есть проблемы, сдерживающие рост всей полиграфической индустрии — например, таможенная политика и пошлины. Во-вторых: полиграфическая индустрия сегодня — это прежде всего предприятия, образованные за последние 10–15 лет (процент продукции, производимой полиграфическими ГУПами, невелик). Получается, что за это время полиграфическая индустрия полностью реорганизовалась в соответствии с новыми рыночными реалиями, можно сказать, что выросла и сложилась новая полиграфическая индустрия. Но вопросы, сдерживающие ее развитие, решаются не в ее пользу. На мой взгляд, только найдя их правильное решение, у отрасли появится возможность существенного увеличения объема производства, а у потребителей — полностью отказаться от импорта полиграфической продукции на выгодных для них условиях. Но ситуация пока еще недостаточно «засвечена». Одна из задач профессиональных объединений, в том числе и МПС, — это подготовка и озвучивание перед правительством консолидированного мнения отрасли. МПС имеет и ряд сугубо профессиональных задач: участие в подготовке кадров и разработке стандартов их сертификации, разработке новых технических и технологических стандартов и многое другое.

— Как соотносятся проблемы, стоящие перед сувенирным и полиграфическим бизнесом?

— Вся продукция, которую мы импортируем, облагается таможенными пошлинами. Это нормально. Сувенирка охватывает много товарных групп. В каждой группе существуют свои тарифы пошлин. Как я уже говорил, сегодня сувенирный рынок — это на 90% импорт. Если западная компания захочет выйти напрямую на российский сувенирный рынок, она столкнется с теми же пошлинами. Здесь нет противоречия — это нормальные условия для конкуренции: мы находимся в равных условиях — иностранный производитель или поставщик и российские предприятия. Так и должно быть. Более того, существует даже неплохая перспектива для развития сувенирных производств в стране. Уже сейчас есть предприятия, которые достаточно удачно работают, например, с текстилем — и по уровню качества, и по оперативности не уступая своим иностранным конкурентам. В полиграфии же мы находимся совершенно в другой ситуации. Для российских полиграфических предприятий существуют ввозные пошлины на бумагу и другие расходные материалы. Для иностранных же типографий, ввозящих свою продукцию или полуфабрикаты, либо нет пошлин, либо они существенно ниже.

— Как, по-Вашему, надо строить работу ассоциаций?

— Безусловно, с элементами бизнес-процесса. Для существования и обеспечения жизни и деятельности любой организации, даже общественной, нужны деньги — и это проза жизни. Но важно не забывать и то, что, если ассоциация общественная, состав учредителей и членов должен быть репрезентативным. РАППС — общественная ассоциация, которая в полной мере представляет участников рынка. МПС был сформирован на таких же началах — это в полном смысле общественная организация, которая представляет интересы отрасли и узких задач не ставит. И это очень важно.

— Чем продиктована активность Вашей компании в деятельности двух ассоциаций?

— Думаю, так: в данной ситуации осознанное бездействие — удел аутсайдеров. Неосознанное действие — работа пока еще не организованных людей. Решение же общих задач принесет пользу всем предприятиям, а значит, и индустрии в целом. Польза для полиграфической индустрии — одно из слагаемых роста экономики страны. Рост экономики — выгода для всех, в том числе и для полиграфистов. Вот так.

газета "Полиграфический клуб"

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza