Главная Мнения Эксперты рынка рекламы об итогах года в креативе и видах на будущее

Эксперты рынка рекламы об итогах года в креативе и видах на будущее

24.01.2014 в 15.43 1081Просмотров: 1081 0Комментариев: 0
Александр Алексеев, Михай Колибан, Андрей Губайдуллин и Андрей Надеин о ситуации в индустрии.

Чем был интересен 2013 год для креаторов, каковы основные тренды в развитии индустрии в России и мире, куда движется фестивальная культура – обо всем этом Sostav.ru пообщался с признанными экспертами рынка – Александром Алексеевым, Михаем Колибаном, Андреем Губайдуллиным и Андреем Надеиным.

- Какие, по вашему мнению, тренды в развитии рекламной индустрии были основополагающими в России и мире в уходящем году?

М. Колибан: В России по-прежнему сохраняет исключительно сильные позиции ATL в чистом виде. Количество интегрированных кампаний, различных активаций (онлайн и офлайн), серьезных цифровых проектов остается незначительным. В целом, экраны, которыми пользуется потребитель, равно как и тачпойнты, в России не так взаимосвязаны. Медиа-микс масштабных кампаний в большой степени заключается в многочисленном повторе того же коммуникационного продукта в различных тачпойнтах.

Пока еще сложно воспринимается тот факт, что сегодня люди одновременно используют все экраны, но при этом, каждый из них по-своему. Экраны дополняют друг друга, и никому не хочется видеть на каждом экране один и тот же контент. Поэтому сообщение в рамках одной кампании должно быть тщательно адаптировано под определенный экран или тачпойнт. Как ни странно, российская пивная промышленность в условиях полного отсутствия ATL стала наиболее технологически продвинутой и инновационной по сравнению с другими индустриями.

А. Алексеев: По моему мнению, тренды развития мирового и российского рынков совпадают. Рост внимания клиентов (что значит рост ответственного отношения к креативу и к ценам на размещение) к телевизионной рекламе как инструменту «занять пространство между ушами», по словам Джона Хегарти. Увеличение задач в области интерактивной коммуникации, от работы в соцсетях до создания коммуникационных платформ, при помощи «творческого обращения с базами данных», по словам Боба Гринберга. Только в России диспут «Хегарти версус Гринберг» пока еще не созрел. Недостаточно прорывных проектов, доказывающих одинаково высокие результаты по вовлечению в бизнес, в обеих областях.

А. Надеин: В России, в отличие от мирового рынка, в рекламе брендов больше телевидения, меньше социальных программ и этических мотивов, вообще в меньшей степени используется мотивация на уровне убеждений. Мировой тренд в рекламе: создание интегральных событий, когда PR (работа с общественным мнением) и вирусная реклама объединяются в одно целое. В российской рекламе больше внимание уделяется функциональным и рациональным мотивам, она гораздо более приземленная. У нас невозможен такой бренд как Chipotle.

- Что нового минувший год внес в развитие креативной индустрии?

М. Колибан: Массовое нашествие небольших агентств и фрилансеров, к которым клиенты прислушиваются и все чаще нанимают. На самом деле, это мировой тренд - рушить безопасность и низкую эффективность абонентских контрактов в обмен на гибкость, самоотдачу, индивидуальный подход и лучший возврат инвестиций, который дают небольшие агентства или простой краудсорсинг, стоящих перед клиентом задач. Чем быстрее сетевым агентствам удастся изменить свою модель, тем больше у них шансов победить в этой гонке. Этот тренд не остановится, наоборот – он будет определять пути развития на ближайшие годы.

А. Надеин: Очень радует, что лед сломан, и Россия теперь достойно представлена на мировых фестивалях. Мы видим, какие мы: пока не очень качественные, но уже заметные. И нас хотят видеть, мы часть мирового сообщества. Главное - вот этот настрой. Если, конечно, он есть, а не привиделся мне в прекрасном сне.

- Мы отметили, что в уходящем году в рекламе очень большое внимание уделялось селебритис. Как вы к этому относитесь?

А. Надеин: Селебритис - хороший индикатор, чем меньше в обществе идей - тем чаще используют селебритис. Это я про Россию. Ну, невозможно уже видеть Светлакова, Киркорова и Нагиева. Но их используют, используют, используют… Создатели такой рекламы попросту ленивы. Что касается мировой рекламы – в ней много качественной анимации, что приятно. Анимация более эмоциональна и боле приспособлена к тому, чтобы появляться на экранах гаджетов. Она погружает в особый мир, в ней возможно все. От анимации заранее ждешь чудес, превращений, смешных трюков. В России прекрасные аниматоры, где же прекрасная реклама?

М. Колибан: Традиционно привлечение селебритис возглавляет список рекламных тенденций. К сожалению, очень немногие бренды здесь проявляют инновационность. Худший вариант использования знаменитостей, которые я видел в этом году, был Жерар Депардье в кампании банка «Советский». Лучшие примеры - Nike Play Russian и недавняя кампания Google Books. Я бы сказал, что победителями этого года стали бренды, которые покинули свои пьедесталы и троны и начали говорить с потребителями на их языке или, по крайней мере, давать им понятный и полезный контент.

А. Губайдуллин: Селебритис уже слишком много, тем более они не гнушаются рекламировать одновременно несколько брендов, в том числе конкурирующих. Появлялось большое количество эмбиентов, в том числе не всегда оправданных с точки зрения оптимизации бюджета, PR и других задач, поставленных перед агентствами.

- На что фестивальные критики в этом году обращали внимание в первую очередь?

А. Алексеев: Лучшие критики фестивалей - мастера творческих специальностей, создающие коммуникацию и рекламу, они являются основными зрителями и участниками. Три основные темы отмечены всеми. Первая. Фестивали задают высокую планку современной коммуникации, когда победитель – уже не просто чистая и яркая идея, основанная на точном инсайте и классно воплощенная. От победителей ожидают знаковых перемен в современной культуре и общественной жизни. Вторая - фейки уходят в прошлое. На их место приходят инициативные проекты, нелинейно использующие современные возможности трансформации сообщения в медиа и социальном поле. Третья: креатив – реальный инструмент бизнеса, создающий значимые новые формы, повышающие обороты и прибыльность компаний.

М. Колибан: Последние два года фестивальные критики смотрят на две главные вещи. Первая – инновационность кампании. Причем она относиться к чему угодно – это может быть новый тачпойнт, новая цифровая технология, дизайн или просто новый подход к интеграции существующих технологий. Вторая вещь, на которую обращают внимание – это решение какой-либо проблемы. Не традиционной проблемы, с которой сталкиваются рекламщики – «как заставить потребителя чаще менять лезвия в бритве?», а проблемы из области, которая могла бы улучшить что-то в жизни людей, создать дополнительную ценность для потребителя. Я бы сказал, что критики оценивают усилия маркетологов и рекламщиков, направленные в первую очередь на то, чтобы превратить их бренды в лавмарки и убедить потребителя впустить эти бренды в свою личную жизнь в качестве друзей, а не в качестве обычных товаров. А продажи вырастут как результат, естественно не без помощи эффективной дистрибуции и проектов в рознице.

Почему «Восход» взял столько львов? Сейчас, когда все завершилось, ответить на этот вопрос очень просто. Здесь опять я вижу две причины. Во-первых, прекрасно совпал момент – агентству удалось капитализировать на создавшемся во всем мире восприятии России. Это отличная креативная работа, но самое главное – в ней есть вызов, храбрость, отвага и душа. Давайте начистоту, покажите мне хотя бы одного человека, который не хотел бы, чтобы политики наконец прекратили переливать из пустого в порожнее и взялись за выполнение всего того, что наобещали? Вторая причина – прекрасный маркетинг на фестивалях.

- Ваши прогнозы по развитию коммерческого рынка и фестивалей на грядущий год.

А. Надеин: Фестивали будут расти - независимо от кризиса агентствам нужно паблисити для бизнеса, нужна профессиональная тусовка, нужны опорные точки для самодентификации. Не знаю, что будет с Epica Awards, возможно, его новый хозяин - Adforum - постарается и сделает шаг вперед. Но вот Eurobest, определенно, растет. А без Cannes Lions мировая реклама себя не мыслит. Проблема в главным фестивалем в России, он перестал быть резонансным. Вообще, Москва потеряла свою роль как место, где рождаются идеи. Зато происходит движение в регионах страны. Например, фестиваль Рекламная Фишка в Иваново, которому мы помогаем в создании лекционной программы – он сильнее из года в год. С рекламным рынком другая ситуация – управление сосредоточено в Москве, основные финансовые потоки будут оставаться там.

М. Колибан: Мы сейчас работаем на рынке, который планомерно движется вперед, но при этом не очень быстро и стараясь избегать всяческих рисков. Уже «обросшие бородой» рассуждения о новом кризисе вынуждают маркетологов работать только с проверенными, работающими решениями. Никто не будет брать на себя риски. Поэтому, обобщая, я скажу, что мы будем заниматься тем же, что и в этом году, но, при этом, стараясь еще больше «держаться безопасной стороны». Однако, как всегда бывает в неспокойные времена, найдется несколько провидцев, которые рискнут и сорвут джекпот.

А. Алексеев: Фестивали развиваются на основе коммерческого рынка, сами являясь коммерческими предприятиями. Прогнозы простые: высокая конкуренция; потребность в четкой дифференциации; рост роли креатива, инструмента, востребованного в критической (или кризисной) ситуации.

А. Губайдуллин: Все будет хорошо. Надеюсь, что в фестивальном комитете АКАР мы найдем оптимальный пул фестивалей, который поможет России успешно выступать и промотировать качественные работы.

Анастасия Каледина, Sostav.ru

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza