Главная Мнения Евгений Лаби, «Гратон»: «Мы живем внутри кризиса, его сейчас понять невозможно».

Евгений Лаби, «Гратон»: «Мы живем внутри кризиса, его сейчас понять невозможно».

16.01.2015 в 15.32 1250Просмотров: 1250 0Комментариев: 0
На этот раз интервью порталу «Сувенир.Сегмент.Ру» дал генеральный директор петербургской компании «Гратон» Евгений Лаби. Он пережил за 23 года рекламной деятельности два кризиса и сравнил происходящее в стране сегодня с теми потрясениями, которые были в 90-х и 2008 году.

Евгений Лаби: «В 1998 году все случилось быстро. «Бац» - и отразало гильотиной голову, ее или клеить, или в кустах искать. Сейчас же постепенно все идет. Есть возможность подготовиться и уберечься. Мы живем внутри кризиса, его сейчас понять невозможно».

Компания «Гратон» основана в 2000 году, входит в группу компаний «Гради» (Gradi - рекламное агентство; Diton - издательство и типография; Graton - сувениры, корпоративные подарки и ежедневники; Gradi Expo - разработка и строительство выставок; интернет магазин электроники, книг и подарков radar-gifts.ru). «Гратон» является официальным дилером по поставке ежедневников следующих брендов: «Еже», «Nazarenogabrielli», «Адьютант», а так же дилером таких каталогов как: OASIS Business Gifts, OASIS Exclusive, Проект 111, Знаки Внимания, Happy Gifts.

- Говоря об итогах года невозможно не поговорить о том, что сейчас происходит с отечественной экономикой. Рубль падает, иностранные товары дорожают. «Гратон» - это не только РА, но и свое производство. Ощутили ли на себе последствия российских треволнений?

- В конце года это особо не ощущалось, собственно, как раз по тому, что год закапчивался. На тот момент клиенты получали готовую продукцию, бюджеты были запланированы и утверждены заранее.

- А производство как? Тут нужно сырье, а ввиду нестабильно курса валюты непонятно, что и сколько в итоге будет стоить.

- Оно было загружено теми самыми заказами, до 29 декабря был очень плотный график у нашей типографии. Сырье было закуплено заранее.

- А будущее как видится? Ведь скорее всего оно подорожает. Уж такая невселая тенденция у нас...

- Сейчас есть полное непонимание. Если покупать сырье, то по каким ценам? Надо смотреть на ситуацию и действовать в зависимости от нее. Под конец года проблем не было,у нас были ноябрьские закупки, которыми и пользовались. Что будет дальше — не знаю. Кризис, который случился в 2008 году, очень сильно ударил по рекламной отрасли, которая из пике, на самом-то деле, так и не вышла. Один неправильный шаг может дать развитие маленькой компании, а крупную разорит или все может произойти наоборот. Большая будет еще сильнее, а от маленькой и следа не останется.   Кризис время такое. Что произойдет на рынке, никто сейчас не сможет точно сказать. Сейчас же происходит перераспределение заказов. Кто-то уходит,  кто-то приходит, партнеры постоянно меняются. Очень заметно стали, что появляются какие-то непонятные компании, которые делают ставку на низкую цену ввиду сокращения маркетинговых бюджетов. Например, в тендерных закупках участвуют сомнительные кандидаты, которые ставят очень низкую цену и выигрывают. А потом клиент не может вытрясти из них свой заказ.

- То есть можно сказать, что экономить клиенту  в любом случае придется, но из-за этого он оказывается в несколько опасной ситуации? Что экономия может обернуться провалом заказа, например.

- Да. За очень низкую цену могут получить продукт, который дарить будет страшно.

- А как посоветуете поступать в этой ситуации? Когда и в бюджет надо вписаться, и впросак не попасть.

- Если мы говорим, например, о бизнес-подарках по каталогам, то надо внимательно знакомиться с дилерами. Если представлены крупные известные компании, у которых есть опыт и хорошая репутация, то проблем не будет скорее всего. Если есть возможность посетить офис, обязательно это делайте, чтобы не получить в исполнители компанию с одним компом и стулом.

-Вы пережили кризис 90-х годов, 2008 года. Можете сравнить их с нынешней ситуацией? На что наш кризис похож больше?

- Мне кажется, он какой-то совсем другой. Не знаю даже, что и сказать. Некоторые говорят, мол мы Крым взяли и вся чехарда экономическая из-за этого началась, и что проблемы только у России появились. Но ведь эта дубина ударит не только по нам, как было раньше, но и по ним. Сначала зацепит бывшие страны СССР, покупательная способность уменьшится, из-за этого упадет выручка мировых гигантов.. Таким образом может начаться обвал всех производственных цепочек по миру. Куда эта лавина может завести, я, честно говоря, не знаю. А бизнес-сувениры — рынок маленький, его нельзя сравнивать с другими. В 90-х годах у нас было очень много креативных идей в России , после 98 это все вымылось. Все в основном превратилось в компиляцию.

- А с чем это связано?

- Никто не хочет тратить деньги на это. Вспомним даже рекламу тех времен, тот же Леня Голубков, или ролики «Банка Империал». Ну креатив же чистой воды! А сейчас, если говорим про ТВ, все свелось к показу «звезды», которая улыбнулась и сказала какую-нибудь ерунду. Больше на экране ничего не происходит.

- Получается, что за креатив не готов платить клиент?

- Ну да, он говорит, что у него все хорошо, зачем ему платить?

- Но сегодня все говорят, что тенденция как раз идет в сторону эксклюзивности, креативности, что люди готовы платить деньги за какие-то крутые идеи. Разве нет?

- Не знаю, я что-то этого не вижу.

- А на рынок сувениров и промопродукции это распространяется?

- Насчет промо не знаю, так как мы в этом направлении особо не работаем. Наша компания — это подарки B2B в основном. Да и все равно самые популярные тут товары — календарь, ежедневник, ручка и кружка. Классика жанра, короче говоря. Это удобно. Они каждый день на виду. Кто-то говорит, что те же ежедневник уже отжили свое, но людям все равно надо писать заметки где-то. Календарь — вообще беспроигрышный вариант, он 365 дней в году висит на стене перед глазами...Кстати, про кризис вот еще подумал. В 1998 году все случилось быстро. «Бац» - и отразало гильотиной голову, ее или клеить, или в кустах искать. Сейчас же постепенно все идет. Есть возможность подготовиться и уберечься. Мы живем внутри кризиса, его сейчас понять невозможно.

- Большое видится издалека, не зря так говорят...

- Вот именно.

- Предлагаю все-таки немного сменить тему. Вы работаете с небольшим количеством поставщиков, все они  - крупные и известные. Почему выбрали именно такой поход?

- Да, у нас есть три основные фирмы. Почему они? Потому что там есть  и качество, и нормальная логистика, и нанесение. С ними удобно.

- Новых поставщиков ищете ?

- Нет. Лучше старый друг, так сказать. Конечно, кто-то нас знает-находит, но, опять же, есть условия, которым они должны соответствовать, чтоб сотрудничать с нашей компанией.  Есть европейские поставщики, но тут надо ждать. А клиенты часто обращаются в последнюю минуту и ждать не хотят.

- Но вот опять же, общаясь до вас с представителями других РА я периодически слышала о том, что клиент порой просит чего-то такого «эдакого», что приходится постоянно под конкретные уникальные задачи искать поставщика. Как это прокомментируете?


- В Петербурге таких креативных компаний не так много, это я сейчас про заказчиков конечных говорю. Средний подарок обычно от 300 до 1500 рублей. А на эти деньги особо не разгуляешься с чем-о необычном. В нашем портфеле раньше было больше дорогих подарков, но после 2008 почти все это ушло. Клиенты остались, но их пожелания изменились.

- Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко перед Новым годом запретил своим чиновникам тратить много денег подарки за счет бюджета, чего и другим посоветовал. Что об этом думаете?

- Вопрос в том, какое количество подарков и кому они их дарят. Есть классические сувениры, которые нужны любому человеку. Календарь, например, но это все недорого стоит. А дорогие хитрые подарки — не знаю.

- Ну чиновникам простые календари не очень интересны. Им, порой, бочонки с нефтью и сервизы подавай.

- Я как-то зашел на тендер. Какая-то госструктура заказала в качестве сувенира кий для бильярда. Что это вообще? Такие бы вот вещи я запретил. Сувениры быть должны, конечно. Но все должно быть адекватно. Или вот еще пример из жизни.  Другая госструктура выставила тендер на изготовление сувенирных календарей. Цена одной штуки доходила до 500 рублям при тираже 1000 штук. Они заложили разные материалы и дополнительные опции.  А ведь обычный добротный календарь до 100 рублей стоит. На сэкономленные деньги лучше бы пенсионерам конфеты купили

- Вот, к слову о тендерах, эта система сегодня довольно популярна, и в то же время вызывает множество нареканий. Часто ли вы ищите заказы в тендерах и какие основные проблемы можете отметить?

- Ну для начала здесь создалось столько площадок, что информация исчезает, рассеивается. Ты не знаешь, что и где сейчас происходит. Как узнать, где новый заказ повис? Пока ищешь, он уйдет к другому. Бывают непонятные тендеры, когда выставляются неадекватные сроки. Например, просят за неделю сделать индивидуальные ежедневники с преставлением образцов заранее. Это с нуля сделать за 7 дней нереально. Что это значит? Что тендер — лишь видимость на самом деле исполнитель у них уже давно найден, просто закон обязывает тех же чиновников делать все в конкурсной форме. Все очевидно.

- Вы уже 23 года работаете на рекламном рынке. Есть у него какие-то свои нюансы, если сравнивать с другими отраслями?

- Ну.. С одной стороны, если сравнивать с другими рынками, наш маленький.. Но гордый. Будем так говорить. Здесь каждое агентство, которое работает, отличается друг от друга. У каждого своя харизма, характер. Я сейчас, конечно, говорю о тех, кто уже определенное время держится на рынке. Всем желаю пройти через это сложное время.  

Елизавета Белова,
«Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza