Главная Мнения Лилия Меркурьева, «Скарабей»: «Уровень профессионализма специалистов по закупкам в компаниях-заказчиках сегодня падает»

Лилия Меркурьева, «Скарабей»: «Уровень профессионализма специалистов по закупкам в компаниях-заказчиках сегодня падает»

27.03.2015 в 12.03 1276Просмотров: 1276 0Комментариев: 0
Мы не перестаем собирать мнения участников рынка о тенденциях в отечественной промоиндустрии и выживании в кризис. Нашим героем стала Лилия Меркурьева, генеральный директор петербургской компании «Скарабей». Специализация - поставка и разработка сувенирной продукции, компания является одним из лидеров на рынке в течение вот уже более десяти лет.

Лилия Меркурьева: "В 90-х годах, когда начинали мы, Интернета почти не было, основным рабочим инструментом были телефон и факс, приходилось много ездить к клиентам. Сегодня процесс обмена информацией стал  быстрей и проще.  А суть работы осталась прежней"

- Лилия, в конце января в Петербурге прошел Саммит «Проекта 111». Вы там сказали, что, по большому счету, никаких новых вопросов там поднято не было, несмотря на сегодняшний кризис в стране. С чем это связано?

- Это означает, что поднятые темы (ценообразование, структура рынка и так далее) актуальны всегда. Этот «репертуар» обкатан годами. Он важен для всех: и для нас, и для поставщиков. А кризис…Есть замечательная поговорка: «Не бывает покойников стоячих, бывают только лежачие». Любой разговор о кризисе, если он конструктивен, все равно приходит к этому.

- Сегодня довольно много молодых, желающих открыть свое дело, отдают предпочтение промоиндустрии. Чем-то они отличаются от своих коллег-старожилов, или же, по сути, все проходят один путь, что 10-20 лет назад, что сейчас?

- Я бы сказала, что не молодежь отличается от старожилов, а уровень развития средств коммуникации стал другим,  и информационные технологии получили большее развитие. В 90-х годах, когда начинали мы, Интернета почти не было, основным рабочим инструментом были телефон и факс, приходилось много ездить к клиентам. Сегодня процесс обмена информацией стал  быстрей и проще.  А суть работы осталась прежней. 
Как и нам, новичкам приходиться много работать и учиться, чтобы добиться желаемых результатов.

- Перед Новым годом я общалась с Евгением Лаби (РА «Гратон»). Он сказал, что сегодня в России с креативом не очень. Мол, до 98-го он был, были идеи интересные в рекламе. А сейчас все скучно, много «копи-паст» с западных агентств. Согласны ли вы с этим?

-  До 90-х годов рекламы у нас не было совсем. Разве что «Летайте самолетами Аэрофлота» или « Храните деньги в Сберегательной Кассе». Поэтом, что бы ни появилось, все было для нас новым и свежим. Помню первые каталоги  Гонконгских сувенирных выставок - сколько там было  интересного! А сейчас, пройдя все павильоны, увидев все живьем и потрогав руками, находишь разве что с десяток новинок. Но это только одна сторона вопроса. Вторая сторона, как мне кажется, лежит в другой плоскости. Может, это прозвучит немного некрасиво, но, к моему глубокому сожалению, профессионалов «по другую сторону баррикад», хороших специалистов по закупкам в компаниях–заказчиках,  больше не становится. Падает профессионализм, а штаты раздуваются. Особенно это касается государственных организаций. Там, где раньше работал один опытный  человек, сейчас появился целый отдел. И закупка даже простых пластиковых ручек превращается в огромную проблему.

- Я так понимаю, это случай не единичный, это тенденция?

- Увы, это действительно становится тенденцией. Мы видим отделы, сотрудники которых не хотят ни в чем разбираться,  учиться новому, считая себя и так большими специалистами.

- Но ведь, казалось бы, сейчас университеты активно выпускают специалистов в сфере пиара и смежных профессий…

- Чтобы из выпускника ВУЗа вышел действительно хороший специалист, нужно еще потрудиться. Особенно – самому выпускнику. Если же человек, получив диплом, не хочет двигаться дальше, это тупик. Вот и получается, что сотрудников много, штаты увеличиваются (особенно в госсекторе), а результат слабый. Как в поговорке  про семь нянек, где дитя остается «без присмотра»: никто не хочет брать на себя ответственность за решения. Отсюда – бесконечные обсуждения-утверждения-согласования. В результате от любой креативной идеи ничего не остается. Конечно, есть те, кто готов экспериментировать и креативить, но это - капля в море. Повторюсь, падает общий уровень профессионализма  закупщиков. И я не думаю, что такое мнение – это мое стариковское брюзжание. 

- Уже заканчивается март кризисного 2015 года,  возможно ли сегодня сделать первые выводы о, если так можно выразиться, экономическом поведении конечных покупателей в нынешней ситуации?

- Ну, как вам сказать…Естественно, лучше не становится. Заказчики, как и всегда, хотят постоплату, часто – с большой отсрочкой платежа, которую им очень мало кто может предложить. Кто-то  сокращает бюджет, кто-то, наоборот, начинает себя чувствовать более уверенно, а некоторые формируют бюджет в валюте и неплохо живут. Правда, последних не так много, как хотелось бы.

- То есть, все индивидуально?

- Ну да. О большом росте, конечно, сейчас никто особо не думает. Сейчас не до жиру, главное – не упасть, выжить.

- А спрос на отдельные группы товаров не поменялся? Когда кризис начался, некоторые пророчили падение спроса на дорогой сегмент бизнес-подарков, кто-то говорил, что сокращать будут массовую дешевую промопродукцию. Какие-то изменения заметны? 

- Не скажу, что какие-то продажи резко увеличились или уменьшились. Что могу отметить, так это клиентов, которые говорят: «Мы купим только российское».

- Чем же они объясняют свою позицию? И, наверное, это более актуально для государственного сектора? 

- Да, госсектор. О причинах точно сказать не могу, сами ведь понимаете, не каждому заказчику можно задать вопрос. Когда мне говорят, хотим товар made in Russia, я просто беру под козырек и даю ему такой товар.

- В таком случае устраивает ли вас ассортимент отечественной продукции, ее качество, сроки выполнения заказов производителями?

- Нет.  Во-первых, есть вещи, которые просто не бывают отечественными, например, те же флешки. Речь идет не о корпусах, а  именно о технологической «начинке». Во-вторых, многие крупные предприятия, которые работают на нашем рынке  либо на сходных, очень неповоротливы. Ничего не хотят, им ничего не интересно. Все по-советски. Получили заказ, и ковыряются с ним долго-долго. А некоторым и вообще заказов не надо. В-третьих, ценовая политика тоже оставляет желать лучшего.

- Если не надо заказов, то на что они живут-то? На государственные дотации? 

- Не знаю. Но проблема действительно такая есть, и это не только мое мнение: многие  коллеги придерживаются аналогичного мнения насчет наших производителей.

Елизавета Белова,
«Сувенир.Сегмент.Ру»





Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza