Главная Мнения Работа директора по закупкам: практические аспекты

Работа директора по закупкам: практические аспекты

11.06.2014 в 11.47 2295Просмотров: 2295 0Комментариев: 0
Елена Антипова пришла в российский офис международного концерна “Kaercher GmbH” в 2013 г. За плечами у нее был двадцатилетний опыт работы на руководящих административно-хозяйственных должностях в таких компаниях, как «Bayer AG», «Siemens AG», «Schlumberger», «Sandoz». Но в компанию ООО «Керхер» Елену пригласили для выполнения другой задачи. Ей доверили создание отдела закупок и обеспечение его бесперебойной работы

Елена Антипова, руководитель отдела закупок “Kaercher GmbH”: Раньше поставщики выбирались по принципу: как руководитель отдела решит, так и будет. Но в прошлом году генеральный директор ООО «Керхер» Олег Минаев поставил задачу: полностью изменить закупочные процессы, сделать их прозрачными и эффективными.

Журнал «Административный директор» (www.admdir.ru)  попросил Елену рассказать о своей работе.

— Елена, зачем компании понадобился отдел закупок?

— В ООО «Керхер» в России до моего прихода не было такого подразделения. Закупками занимался либо административно-хозяйственный отдел, либо бизнес-подразделения сами обеспечивали себя необходимыми товарами или услугами. До определенного момента такой процесс проведения закупок не вызывал каких-либо проблем. Однако компания росла, и настал момент, когда справляться с текущими объемами стало затруднительно. Поэтому руководство приняло решение создать дополнительную профессиональную структуру внутри компании, которая освободила бы сотрудников от выполнения непрофильных задач.

— Отдел, которым вы руководите, что обычно закупает?

— В России своего производства у компании нет, поэтому наш отдел занимается только непроизводственными закупками, но зато абсолютно всеми. Они могут быть связаны и с обслуживанием офиса, и с созданием сотрудникам комфортных условий труда, и с обеспечением какой-либо маркетинговой или PR-деятельности компании, и т. д.

— В связи с вашим приходом, что принципиально изменилось в процессе закупок?

— Раньше поставщики выбирались по принципу: как руководитель отдела решит, так и будет. Но в прошлом году генеральный директор ООО «Керхер» Олег Минаев поставил задачу: полностью изменить закупочные процессы, сделать их прозрачными и эффективными. И сегодня мы работаем по методу «шести глаз», когда три представителя компании (например, закупщик, финансист и внутренний клиент) выбирают поставщика услуги или товара. При этом они не занимаются одними и теми же процедурами, а смотрят на проект и обсуждают его с учетом своей компетенции. С одной стороны, это контроль, с другой — предупреждение ошибок.

Мои задачи в проекте: разработать тендерное задание, провести переговоры с директорами отделов и представителями поставщиков, выбрать победителя и подготовить базовые условия договора. Дальнейшая работа с поставщиком переходит в руки ассистентов отделов.

— Каковы были ваши первые шаги в создании отдела закупок?

— Первым делом я освежила некоторые текущие договоры. Так, например, с поставщиками канцелярии, бумаги и продуктов питания были достигнуты соглашения по дополнительным скидкам, плюс ко всему договоры стали федеральными. Теперь один поставщик обслуживает все наши офисы, в том числе и региональные, а по итогам отчетного периода отправляет нам единый счет. Также были пересмотрены договоры с трэвел-агентством, заключены на более выгодных условиях соглашения с отелями и прочее. Мои коллеги были очень рады таким улучшениям, многие говорили, что давно требовалось этим заняться, но руки не доходили.

Была создана и новая база закупок, куда сейчас внесены все данные о поставщиках. При ее наполнении отсекались мелкие разовые поставщики, именно они и создавали разнобой и путаницу в работе. Изначально база была сильно раздута, однако сейчас ее удалось прилично почистить. В эту же таблицу я вношу каждое действие по поставщикам и отражаю его результаты. Теперь всю работу по закупкам можно оценить конкретной суммой денег и экономией затрат компании.

Также мы прописали процедуру по закупкам, сделали матрицу полномочий и подготовили корпоративную политику по закупкам. Конечно, все это написано на основе опыта нашей штаб-квартиры, но не без учета реалий российского рынка.

— В чем, на ваш взгляд, главное преимущество компании, в которой есть политика по закупкам?

 — Ранее у нас не было строгой политики по закупкам. Все процессы регулировали либо бухгалтерия, либо юристы, либо внутренний клиент. С появлением закупочной политики у нас образовался чёткий процесс согласований, и без одобрения договора на услуги всеми ответственными сотрудниками генеральный директор договор не подпишет.

— Что необходимо поставщику, чтобы выиграть тендер, помимо интересных ценовых условий?

— Мы в обязательном порядке запрашиваем определенный пакет уставных документов, рекомендательные письма. В некоторых случаях просим предоставить образцы продукции или сигнальный экземпляр. Часто ездим на производственные базы тех поставщиков, с которыми еще не работали. Только так можно проверить, что это не какая-нибудь подпольная артель.

— Какова роль внутреннего клиента в тендере?

— Безусловно, он не просто составляет заявку, а участвует в процессе. Мы вместе ведем проект. Обычно внутренний заказчик выступает как эксперт, способный оценить возможности поставщика с точки зрения каких-то специфических параметров. А я больше обращаю внимание на вопросы организационного и финансового плана.

— Какие закупки вы бы назвали самыми сложными?

— Сложнее всего вести переговоры по аренде и ремонтным работам в офисе — арендодатели обычно негибкие и тяжело идут на уступки. С ними следует более тщательно вести переговоры еще на этапе заключения договора. После подписания документов они крайне редко соглашаются на выполнение каких-либо дополнительных, даже  незначительных просьб. Лучший вариант — нанять эксперта, который разбирается во всех нюансах офисного строительства и может проконсультировать по всем вопросам и предупредить о возможных проблемах.

В любой сфере бизнеса, где стоимость контракта высока, переговоры будут сложные. Еще один пример — приобретение корпоративных автомобилей. В таких переговорах у закупщика только один аргумент — планы роста компании. Обычно мы говорим, что в этом году купим определённое кол-во автомобилей, а в следующем – немного больше, конечно, если поставщик гарантирует хорошую цену, качество и сервис.

— Что для вас означает удачно проведенный тендер?

— Наверное, это достижение по итогам тендера максимальных скидок на товары и услуги. Также приятно, когда какая-то услуга предоставляется компании комплементарно. Например, при проведении тендера на закупку тренинговых услуг для персонала, компания, которая принимала в нем участие, но не прошла ввиду высокой цены, попросила пригласить ее в тендер на следующий год и предложила провести для наших сотрудников два дорогостоящих тренинга бесплатно, чтобы мы могли оценить качество ее работы. Сотрудники приняли участие в данных тренингах и остались очень довольны результатом. Другой пример: как-то у нас в офисе три месяца стояли копировальные аппараты разных компаний. Сотрудники все это время их испытывали, а по итогам мы выбрали победителя и всем участникам тестирования рассказали, какой аппарат нам понравился больше, а какой меньше и почему.

— Принимаете ли вы участие в обсуждении бюджета компании?

— Каждый отдел в конце года должен предоставить мне информацию о планируемых объемах закупок услуг и товаров, и вместе с финансовым контролером мы будем смотреть, насколько эти объемы реально необходимы, сравнивать планируемые затраты с той суммой, которая была израсходована в прошлом году. На изучение этих данных и обсуждение бюджета каждого отдела у нас выделяется целая неделя.

— А как отдел закупок работает с регионами?

— Наша глобальная цель — заключение федеральных договоров на максимальное количество услуг и закупок. На такой основе мы уже сотрудничаем при приобретении и обслуживании корпоративных автомобилей, с поставщиками канцелярии и бизнес-трэвела. В этих направлениях проблем нет. При аренде недвижимости/офисов в регионах, мы просим регионального арендодателя все включать в единый счет (услуги интернета, телефонии и уборки офиса) — это немного упрощает нашу работу. Но в некоторых городах нет глобальных поставщиков, например, по такси, поэтому мы вынуждены заключать договоры с местными компаниями.

— Насколько штаб-квартира регулирует ваши закупки?

— Как у любой иностранной компании, у нас также есть рекомендованные глобальные поставщики, но на российском рынке их цены и скидки не всегда действуют. Поэтому штаб-квартира не настаивает на сотрудничестве исключительно с ними, и мы достаточно гибки в выборе новых провайдеров.

— В связи с изменением ситуации на рынке ощущаете ли вы рост цен на услуги или товары?

— Пока нет. Единственное, о 10%-м  повышении цен на автомобили нам сообщили некоторые дилеры. Скорее всего, те поставщики, которые закупают товары или сырье за рубежом, в скором времени сообщат о повышении, а может это пройдет для нас незаметно. Будем смотреть, ждать.

Виктория Тот, главный редактор журнала «Административный директор» (www.admdir.ru)

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza