Главная Мнения Вера Ковалева, презентационная медиа-группа «Преспортал»: «Научный подход к презентации позволяет выработать понятные каждому алгоритмы достижения «вау-эффекта»

Вера Ковалева, презентационная медиа-группа «Преспортал»: «Научный подход к презентации позволяет выработать понятные каждому алгоритмы достижения «вау-эффекта»

29.08.2013 в 13.40 2517Просмотров: 2517 7Комментариев: 7
Презентация – неотъемлемый элемент бизнес-коммуникаций. Это целая наука, которая объединяет имидж-менеджмент, работу над сценарием, режиссуру, актерское мастерство и дизайн информации. Вера Ковалева, основатель презентационной медиа-группы «Преспортал» и эксперт в области публичных выступлений считает, что только комплексный подход, а также использование всего доступного инструментария презентации, включая бизнес-сувениры, делает работу с аудиторией эффективной.

Вера Ковалева, презентационная медиа-группа «Преспортал»
Вера Ковалева
основатель презентационной медиа-группы «Преспортал»

– Пожалуйста, расскажите о вашем проекте? Какие цели он преследует?

– Мы объединяем пять коммуникационных проектов, задача которых – формирование рынка презентации в Российской Федерации. Помимо международного форума-тренинга Present! мы развиваем портал «Как сделать презентацию» – единственный на данный момент банк знаний по созданию грамотных выступлений и презентаций на территории России и СНГ.

Также в группу входит Международная высшая школа презентаций и коммуникаций, где работают порядка 20 преподавателей, и постоянно в команду приходят новые потрясающие эксперты. Это профессионалы, которые обучают слушателей искусству создания презентаций, и данная школа – это практически единственный в России проект, в рамках которого можно изучить сразу все аспекты грамотного публичного выступления. Сейчас отдельные учебные заведения обучают риторике или визуальным коммуникациям в широком смысле слова, а комплексную программу по созданию презентаций предлагаем только мы. Наша школа охватывает множество областей: имидж-менеджмент – как одеваться и как готовиться к выходу на сцену, работа над сценариями, режиссура, актерское мастерство, визуальные коммуникации и дизайн информации. Аналогичных школ применительно к искусству презентаций в России нет.

Также хочется отметить первый всероссийский конкурс презентаций Brilliant Presentation Awards. Награждение победителей предыдущего сезона прошло в рамках II Международного форума презентаций Present! 11-12 июля этого года в Москве.

Кроме того, мы основали лондонскую неделю презентаций London Presentation Week. Мы вывозим наших слушателей, топ-менеджеров и владельцев бизнеса, на одну неделю в столицу Великобритании, где они в течение 5 рабочих дней посещают компании мирового уровня, в том числе Google. Они участвуют в экскурсии по офису, знакомятся с организацией рабочего процесса, а в конференц-зале слушают лекцию представителей компании и задают свои вопросы. Это обеспечивает нашим студентам запас энтузиазма и новых идей для бизнеса на целый год. Есть и другие интересные проекты, о которых мы расскажем в следующий раз.

– Что такое современная презентация? Из каких элементов она состоит?

– Комплексно презентация складывается из следующих конструктивных элементов. Во-первых, это идея и соответствующая ей аргументация, смысловая начинка выступления. Во-вторых, это так называемая упаковка – визуальное оформление задумки в графической форме. Третий элемент – это подача материала, живое выступление спикера, который с помощью вербальных и невербальных выразительных средств доносит идею до аудитории.

– Какую идею должна транслировать аудитории современная презентация?

– В рамках презентации спикер должен донести до слушателей идею, которая решает их проблемы. Компаниям не следует рассказывать о себе: «Мы работаем 20 лет на рынке и у нас замечательная команда». Обычно, слушать про это никому не интересно. Людям нужна информация, напрямую связанная с их потребностями, потому что в глубине души все немного эгоисты, и думают о своих потребностях, что логично. Так что презентация должна быть не гимном себе любимому, а отражать ценности и потребности целевой аудитории и отвечать на ее актуальные запросы.

– Почему важен «научный» подход к подготовке презентаций?

– Благодаря научному и структурному подходу мы получаем качественный продукт. В Соединенных Штатах или в Европе, где, надо признать, уровень жизни выше, в книжном магазине покупатели видят книги, отсортированные по разным отраслям знаний. Можно заметить, что каждое направление представлено чрезвычайно детализировано, многие области знания разработаны до мельчайших структурных и смыслообразующих единиц. Постепенно погружаясь в предмет, читатель постигает его суть, обретает профессиональные навыки и получает возможность углублять и расширять свои познания. И, главное, использовать их на практике.

Талантливые люди, конечно, могут добиваться блестящих результатов интуитивно. Но для большинства зрителей причины успеха так и остаются загадкой. Научный подход, структурирование знаний и детализация отдельных элементов позволяют выработать понятные каждому алгоритмы достижения «вау-эффекта». Благодаря этому большее число неподготовленных людей может добиться профессиональных результатов.

Как известно, в Гарвардском университете и других зарубежных высших учебных заведениях студенты всех специальностей изучают искусство презентации как обязательный кросс-дисциплинарный курс. Это и медики, и инженеры, и биологи, и музыканты – всем рано или поздно придется столкнуться с необходимостью донести свою мысль до аудитории.

– Какие ошибки в подготовке презентаций российские компании допускают чаще всего?

– Классическая ошибка, с которой сложнее всего бороться, – перегруженность слайдов информацией. Зачастую презентацию перенасыщают данными и просто зубами и когтями цепляются за каждую строчку, когда им предлагают что-то из нее убрать. Сокращение и упрощение каждого слайда всегда идет с боем.

Еще один нюанс – это отсылка к отраслевым стандартам. Компания, работающая в той или иной сфере, говорит, что в отрасли есть некий лидер, и поэтому мы будем делать такие же скучные, порой просто ужасные презентации, как и он. Это – отраслевой стандарт. И с этим тоже приходится бороться.

Вообще, существует определенная инерция и ригидность, когда дело доходит до переосмысления старых, более не актуальных канонов презентации. Бизнесмены хотят выйти за рамки устоявшихся шаблонов, но когда дело доходит до практики, они зачастую продолжают цепляться за свои старые схемы работы.

– Какой самый сильный инструмент современной презентации?

– Ясная подача идеи и четкая формулировка мысли – вот главный инструмент коммуникации. За полсекунды слайд должен быть правильно воспринят.

Конечно, чрезвычайно важен сам спикер – намного более важен, чем слайды. В презентации первую скрипку всегда играет человек, а слайды – лишь сопутствующий материал, который в некоторых случаях можно даже исключить. Ярких людей очень мало, и выступающие порой не считают необходимым уделять время подготовке к публичному выступлению. Именно поэтому мы обучаем всем элементам создания и подачи презентации, чтобы получился хороший синергетический эффект.

– Какую роль в презентации играют визуализация идеи или бренда?

– Роль визуализации в подаче идеи чрезвычайно высока. Когда мы видим унылый, скучный слайд, его содержание уже не имеет значения. Вспомним уроки Пола Экмана, известного американского исследователя теории лжи. Он говорил, что зрители воспринимают информацию как ложную, когда вербальная составляющая не соответствует невербальной – содержание не соответствует форме.

Если вы утверждаете, что вы – лидер в своем сегменте, но при этом ваши слайды не выглядят на миллион долларов, никто вам не поверит, хотя, возможно, вы сказали правду. Если визуальный образ диссонирует со смысловым посылом, то можно быть уверенным, что даже самая блестящая идея будет воспринята со скепсисом.

– Какое место занимают промосувениры в современных презентационных технологиях?

– Промосувениры делают выступление более динамичным, интерактивным. Одно дело – показать предмет на картинке, а совсем другое – дать его в руки собеседнику. Эффект от картинки с логотипом в десятки раз ниже, чем от реального образца или модели с корпоративной символикой. Любой предмет в руках спикера приковывает внимание аудитории, а подарок может сделать слушателей более сопричастными действу.

– Как часто сувениры используются в презентациях?

– К сожалению, я редко наблюдаю ситуации, когда компании дарят что-то непосредственно в процессе презентации. Чаще всего сувениры со своей символикой вкладывают в пакеты с демонстрационными материалами для гостей, и очень редко, когда что-то раздают в процессе живого действия.

– Какие ошибки допускают компании в использовании сувениров в рамках презентации своих товаров или услуг?

– Первая ошибка – про них просто забывают. Во-вторых, часто эти подарки вручаются некорректно, причем начиная с визитки. Если мы обратимся к опыту восточной культуры бизнес-коммуникаций, то визитка должна вручаться двумя руками и с легким поклоном, с большим уважением и почтением. Принимающая сторона должна уделить ей внимание и внимательно прочитать текст на визитке. У нас же на деловых встречах или презентациях визитки иногда вручают быстрым небрежным жестом: игральные карты порой сдают более бережно.

Если вы вручаете сувенир, не надо стремиться побыстрее от него отделаться – сунуть в руки и убежать, даже если надо успеть охватить большую аудиторию. Это должно происходить осознано, с чувством уважения и к себе, и к собеседнику.

– Что могут позаимствовать промосувениры из искусства презентации?

– Сувенирный рынок может уделить больше внимания упаковке и, что более важно, сопутствующей дарению истории.

С упаковкой, думаю, все ясно – это отсылает нас к правилам визуальной коммуникации, и задача дизайнера – найти интересное решение. А вот сопутствующая история куда важнее.

Даже если сувенир – это всего лишь ручка с корпоративной символикой, недостаточно ее просто передать из рук в руки. Пусть получателю будет потом что рассказать своим друзьям, тогда возникает эмоциональная связь, и получатель, скорее всего, сохранит сувенир и покажет его коллегам.

Например, однажды я была на презентации шинной компании. Со стороны организаторов участвовал спикер и нескольких девушек-промоутеров. Эти девушки были одеты в спецодежду с символикой компании, а на талиях носили шины – детские надувные круги с соответствующим принтом. В этом наряде они дефилировали по залу, и если бы в этот момент к презентации добавили хотя бы брелоки автомобильной тематики, то все гости могли бы потом рассказывать, что эту безделушку мне вручила девушка в оригинальном наряде.

Этот сувенир стал бы частью эмоциональной истории, шоу, действа, и бесспорно запомнился бы.

– А какие есть креативные подходы к презентации?

– Большинство нестандартных идей в презентации связаны с новыми технологическими решениями. Например, сервис prezi.com. Данная технология позволяет добавлять интерактивные переходы между слайдами, что оживляет их демонстрацию. Другой прием – спикер очень быстро прогоняет несколько сотен слайдов перед аудиторией, а потом останавливается на некоторых из них, рассказывает и комментирует. Нередко добавляют элементы шоу или перфоманса, но это требует большой подготовки.

– В чем отличие живой презентации от презентации в Интернете?

– Это разные жанры, но в идеале презентация компании, которая создается под живое выступление спикера, должна содержательно и по объему информации отличаться от документов, которые потенциальные клиенты изучают самостоятельно.

Для живого выступления допустимо минимальное количество слов – вплоть до 1 слова на слайд, далее в дело вступают визуальные образы. А презентация для самостоятельного изучения может содержать больше информации, но она по прежнему должна быть понятной и не перегруженной. К сожалению, большинство компаний ссылается на цейтнот и не следует этому правилу. Они везде используют одну и ту же презентацию – как для живого выступления, так и для размещения в сети.

Если компании повезло, и живая презентация оказалась стоящей, то ее стоит выложить на своем сайте. Это позволит собрать немалое число просмотров, увеличит посещаемость и даст шанс получить отклики.

III Международный форум-тренинг Present!– В завершение беседы, могли бы вы дать анонс предстоящему форуму?

III Международный форум-тренинг Present! пройдет в Москве 14-15 ноября 2013 года, где мы намерены внедрить новые прогрессивные форматы обучения, добавить динамики. Каждый день будут проходить дебаты и дискуссии, а затем начнутся тренинги – минимум 3 мастер-класса параллельно. Ведущие – эксперты и великолепные практики в разных отраслях создания и проведения презентаций.

Задача форума-тренинга – преодолеть пропасть между теорией и практикой. Традиционно формат конференции предполагает одностороннее общение спикера с аудиторией . У нас же персональных выступлений практически не будет. Мы внедряем более насыщенный интерактивный формат – дискуссии или дебаты.

Пассивное прослушивание теоретических выкладок сводит КПД подобных мероприятий к нулю, поэтому мы в процессе обучения даем гостям возможность опробовать полученные знания на практике под руководством опытных гуру. Таким образом, мастер-классы форума-тренинга позволят его участникам не просто услышать о новых методах и эффективных подходах, но и овладеть ими на практике здесь и сейчас.

Беседовал Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
Гость Алексей
Интересная история, не знал, что такой форум есть.
Ответить
Константин
«Первая ошибка – про них просто забывают. Во-вторых, часто эти подарки вручаются некорректно, причем начиная с визитки. Если мы обратимся к опыту восточной культуры бизнес-коммуникаций, то визитка должна вручаться двумя руками и с легким поклоном, с большим уважением и почтением. Принимающая сторона должна уделить ей внимание и внимательно прочитать текст на визитке. У нас же на деловых встречах или презентациях визитки иногда вручают быстрым небрежным жестом: игральные карты порой сдают более бережно.Если вы вручаете сувенир, не надо стремиться побыстрее от него отделаться – сунуть в руки и убежать, даже если надо успеть охватить большую аудиторию. Это должно происходить осознано, с чувством уважения и к себе, и к собеседнику.»Ну, в рамках коференции или семинара а тем более выставки редко возможно каждому заглянуть в глаза вручая сувенир. Для личного контакта есть дургие плоскости. В вообще все верно — когда в офис заваливается взмыленный курьер, кидает на стол секретары пакет с подарками, скажем к новому году и тут жа исчезает, чувствуешь себя как-то неуютно. Что это было?
Ответить
Александр Захаров
 Когда работал в рекламе, у нас каждый сотрудник получал 10-15 компаний в своем районе, чтобы после работы или утром навестить. Поздравляли, расспрашивали, что нравится, что не нравится, рассказывали о своих планах на следующий год. Тут даже не важно было, что за подарочный набор привезли (обычно это были календари, блокноты, ежедневник — ничего экстраординарного), зато внимание всегда ценили.
Ответить

Обсуждение перенесено на форум Перейти к обсуждению

Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza