В большинстве западных стран тысячи компаний-поставщиков на постоянной основе работают с госзакупками и коммерческими тендерами. В Европе эта система была отлажена десятилетия назад, а в России ее рассвет пришелся на 2005 год, когда был опубликован Федеральный Закон №94. Вместе с 223ФЗ, они регулировали систему тендерных закупок страны. До сих пор этот сегмент закупок имеет множество подводных камней, и в преддверии реформы 2014 года, когда на смену 94ФЗ придет новый Федеральный Закон №44, стоит напомнить об основных постулатах «тендерной физики».
В России действует несколько законодательных документов, которые регулируют процесс закупок. В первую очередь, это Гражданский Кодекс (ГК), который дает само определение «торгов» как аукционный конкурс. Статьи 447 и 449 регламентирует проведение торгов – конкурсов и аукционов. Остальные виды тендеров относятся к неторговым закупкам.
Также ГК указывает, что по итогам процедуры, заявленной как торги, заказчик и поставщик обязаны заключить договор. В случае несоблюдения этого пункта участник конкурса имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) или прокуратуру.
Иная ситуация обстоит с запросом предложений, запросом цен или редукционом, которые по российскому законодательству торгами не являются. В этом случае заказчик не обязан заключать договор с победителем, недобросовестные компании нередко этим пользуются, включая в документацию ключевую фразу – «вправе заключить договор». Но при этом должны быть объективные причины, такие, как предоставление неверных сведений, недостаточная документация или иные обстоятельства.
Гражданский Кодекс регулирует поведение организаций коммерческого сектора, когда государственные и корпоративные закупки осуществляются в рамках 94 и 223 федеральных законов.
Продолжение >>