Наталия Волошина |
Чем запомнился уходящий 2013 год игрокам братского нам рынка промопродукции Украины? В гостях у «Сувенир.Сегмент.Ру» Наталия Волошина, исполнительный директор Ассоциации Производителей и Импортеров Рекламных Сувениров Украины (АВИРСУ).
– Чем вам запомнился 2013 год? Какие важные события для украинского рынка промопродукции он принес?
– 2013 год для украинского рынка по-прежнему остался кризисным. Рынок пребывал и продолжает находиться в стадии выжидания-выживания. Многие компании начали пересматривать свои бизнес-процессы, появились новые и уже более четкие ориентационные курсы на будущее. Но большинство компаний заняли выжидающие позиции, не проявляя особой активности: не участвовали в выставках и общеотраслевых мероприятиях, сократили рекламные бюджеты до минимума, а в некоторых случаях и вовсе решили обойтись без рекламы и промо, довольствуясь постоянными клиентами и не претендуя на большее.
Стейкхолдеры воспользовались переменами на рынке с тем, чтобы укрепить свои позиции. Они пересмотрели ассортимент (кто-то расширил, кто-то, наоборот, ушел в более узкую специализацию), уделили особое внимание сервису, своим сайтам, а в некоторых случаях пересмотрели и усовершенствовали почти все свои бизнес-процессы, вплоть до ребрендинга. Или просто внесли существенные изменения в плане удобства взаимодействия с заказчиками, их узнаваемости.
– Какие средства привлекают компании проморынка, чтобы быть на виду у своих потенциальных клиентов?
– PR и маркетинг в рекламно-сувенирных компаниях Украины – это по-прежнему «дивный зверь». Держать в штате маркетолога, да еще и PR-специалиста, не принято. А если подобный специалист и есть в компании, то, как правило, он совмещает в себе функциональные обязанности нескольких должностей. И еще большая редкость – взаимопонимание между этим «универсальным солдатом» и руководителем в вопросах должностных обязанностей и эффективности его работы.
Все еще распространен стереотип, что в компании, основная специализация которой – продажи, должны работать только продажники. С оценкой эффективности их работы не возникает вопросов. А PR-менеджеру, маркетологу, дизайнеру, системному администратору – всем им необходимо платить зарплату, и очень часто кажется, что эти сотрудники просто «съедают» деньги, а ведь на них можно сэкономить. Такой стереотип – следствие пережитков прошлого, когда от размещенной где-либо рекламы можно было мгновенно получить отклик или сразу понять, если она не эффективна. Сегодня оценить эффективность рекламы намного сложнее, потому что ее много, она везде, и люди научились ее просто не замечать. Поэтому большую значимость приобретают маркетинговые, PR-технологии, нацеленные на долгосрочный эффект. Это все то, что направлено на имидж, запоминаемость, узнаваемость, цитируемость, эффект «сарафанного радио».
Например, компания, которая регулярно участвует в отраслевых мероприятиях, дает комментарии в СМИ, выпускает свои новости, участвует в громких проектах и организует собственные – она на слуху. И если информация о ней, ее имя звучат часто – она популярна. Если все эти упоминания положительны – о компании складывается впечатление надежной, лидерской, авторитетной. Но для регулярного потока информации нужен хотя бы один специальный человек в штате (в зависимости от масштаба компании), который регулярно будет следить за тем, куда и как течет эта информация, и, конечно, сам ее генерировать и задавать ей правильное русло. В таком случае не нужно тратить много денег (а иногда и вовсе не нужно) на то же поисковое продвижение.
Если компания принимает участие в какой-нибудь выставке раз в пять лет, выпускает две новости в год, да и те были в духе «у нас новое пополнение на складе», а основное средство продвижения – это «холодные звонки» и спам, в таком случае это действительно выброшенные деньги на мероприятия и зря потраченное время на распространение информации.
Многие компании все еще не понимают, что рекламная деятельность должна быть регулярной, цикличной, спланированной, своевременной, и, что очень важно, вовлекающей. Не «как получится» по принципу остаточных денег или выбора в сторону одного инструмента. А главное, она должна быть комплексной. Самое распространенное заблуждение – это желание потратить рекламный бюджет на одно вместо другого. То есть одно дело, если из комплексной рекламной кампании мы вычеркиваем «лишнее», а другое – если выбираем только один-два инструмента. Например, принять участие в выставке или разместить рекламу в интернете, принять участие в каком-нибудь отраслевом бизнес-форуме или разместить рекламу в каком-нибудь журнале и каталоге. Эти форматы нельзя сравнивать, потому что каждый решает свои задачи.
Беседовал Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»