Долгое время аудиовизуальные средства рекламы считались наиболее действенными маркетинговыми инструментами. И даже тот факт, что информация, полученная через зрение и слух, очень быстро забывается, не мог свергнуть их с пьедестала. Исследования в области неврологии и когнитивной психологии не только заставили переосмыслить модели поведения людей-визуалов, но и дали стимул к разработке альтернативной рекламной продукции и проведению иных промокампаний. А мощное воздействие тактильной рекламы стало основным их аргументом.
Мы начинаем чувствовать прикосновения еще задолго до того, как учимся видеть и слышать мир вокруг себя. Уже на восьмой неделе беременности эмбрион, достигнув всего 2,5 см в длину, начинает на ощупь исследовать пространство вокруг себя, трогать пуповину и самого себя.
– Прикосновения опережают все другие чувства. Плод начинает слышать намного позже, а зрение развивается только после рождения, – поясняет психолог Мартин Грюнвальд (Martin Grunwald), основатель и директор исследовательской лаборатории, занимающейся вопросами тактильного восприятия при Институте мозга имени Пауля Флешзига в Лейпцигском университете (Лейпциг, Германия). – Маленькие дети испытывают постоянную потребность трогать предметы и даже класть их в рот. Все потому, что на губах и языке находятся крайне чувствительные осязательные рецепторы. Лучше всего мы различаем окружающие нас объекты через прикосновения, а не благодаря зрению. Способность обрабатывать тактильные сигналы и исследовать окружающую среду на ощупь – вот что объединяет все живые существа. Даже одноклеточные организмы могут осязать.
Но важность тактильного восприятия не ограничивается периодом младенчества: на протяжении всей жизни мы оцениваем окружающие объекты через прикосновения – берем их в руки, ощупываем, гладим. Из всех пяти чувств только без осязания обойтись невозможно.
– Осязание лежит в основе нашего самосознания и житейской мудрости, – заявляет Грюнвальд. – Это чувственно проводит черту между человеческим «я» и окружающими предметами. Оно не только позволяет нам оценивать среду обитания, но и определять свое место в общей системе координат. Осязание создает связь между индивидом и миром.
Лаборатория Грюнвальда уникальна в Европе, и ученый уже неоднократно сотрудничал с компаниями рынка промопродукции.
– Утверждение, что люди получают около 80% всей информации через визуальный контакт, несложно опровергнуть: слепые люди ограничены в способах познавать мир не более, чем зрячие, – утверждает он. – Люди могут родиться незрячими или глухими, но все равно взаимодействуют с миром, так как все они без исключения способны осязать. Этот дар остается с ними на протяжении всей жизни, и даже болезни, такие как диабет, способны лишь незначительно ограничить их горизонты восприятия.