Север - дело непростое
Оттолкнемся мы от Саммита «Проекта 111», который прошел в Санкт-Петербурге в конце января. На одном из обсуждений был поднят вопрос взаимоотношения крупных поставщиков с их региональными дилерами. В частности, говорили о том, что не могут быть одинаковыми условия работы с клиентами из Москвы-Питера и из куда более отдаленных городов. Ведь там и население меньше (соответственно, делать обороты сложней), и специфика региона порой заставляет раскошеливаться компанию дополнительно. Директор компании «Фабрика рекламы» Галина Жохова (Мурманск) объяснила, какие дополнительные трудности в работу вносит привносит ей Север: «Закупаем, например, сувенирку мы и столичная компания у поставщика на идентичных условиях. Но маржа на выходе у нас будет разная: в Мурманске себестоимость заказа процентов на десять выше. Почему? Потому что север. А это длинные отпуска у работников, оплата дороги к месту отдыха, северные надбавки к зарплате, сокращенная рабочая неделя. Государство у нас, с одной стороны, вроде бы заботиться о людях, но с другой, делается это за счет работодателя. Хотя бы поэтому конкурировать с Московой нам сложнее. Очень хочется развиваться, но приходится ковыряться в своем болоте из-за существующих условий. Хотя, конечно, есть и другие факторы».
Регламентируют особенности оплаты работы тех, кто трудится в районах Крайнего Севера, включая местности, приравненные к ним глава 50 Трудового кодекса РФ. Кстати, в октябре 2014 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин предложил отменить северные надбавки. «Как правило, работодатель назначает работнику конкретную сумму, в которую уже все включено, и получается, что северная надбавка - это формальность. Если работодатель платит работнику достойную зарплату, почему он должен вычленять из этой суммы надбавку, отдельной строкой ее прописывать? Это лишняя нагрузка на бухгалтерию», - прокомментировал тогда свою точку зрения министр труда России. В ответ от жителей северных районов и профсоюзов он получил волну недовольства, ведь отмена надбавок снизит социальную защищенность людей, живущих в такой местности. И пострадают в первую очередь от подобной инициативы те, кто и так зарабатывает немного. Позже появилась информация, что министерство предложило изменить основные подходы к порядку применения районных коэффициентов, и что до окончания дискуссии никаких решений без мнения профсоюзов, работодателей, научного сообщества принимать никто не будет.
Комплексные сложности
Россия — страна большая, проблемы есть не только у северян. Это и большие расстояния, и небольшие обороты, пропорциональное количеству проживающих в регионе людей и работающих там компаний. Директор агентства «Арника» Федор Суханов (Вологда) сравнил условия работы в столице с другими городами, подчеркнув, что в Москве объективно работать порой даже сложней: «У нас есть московский филиал, так что говорю не по наслышке. Но, несомненно, обороты Москвы, а главное, запросы столичных «конечников» в разы выше, чем у периферийных. А на создание, согласование макетов и т. д.времени уходит одинаково. Заказываешь ли ты у поставщика, 50 ручек или 5000, без разницы. Поэтому сделать оборот по поставщику малым да и средним городам труднее. Мы ведь деньги считаем, а не количество заказов, верно? В результате входящую скидку от поставщика малые города имеют меньше и не способны конкурировать в конкурсах и аукционах».
Нельзя забывать о разрыве в доходах, двух главных проблемах нашей страны (о дорогах и дураках речь, конечно), разном уровне жизни в городах и разном уровне концентрации бюджетов. Москва — это реально не Россия. Специалисты сувенирной отрасли отмечают, что даже те крупные предприятия, которые физически расположены в регионах, переносят центры принятия решений в Москву, где тратят существенную часть своих денег и из столицы лоббируют интересы своих компаний.
Некоторые дилеры считают, что поставщикам было бы неплохо поразмышлять над более индивидуальным подходом, немного помочь своим коллегам, особенно в нынешнее непростое время. Различия в планах для разных городов и агентств — это нормально, а вот всеобщая уравниловка может привести к снижению конкуренции на рынке, перекрыв воздух компаниям из малых городов.
Но с этим согласны не все. Председатель совета директоров «Проект 111» Андрей Дегтяренко (Санкт-Петербург) уверен, что сегодня большинство проблем локального бизнеса, особенно связанного с товарами, решил Интернет. Глобальный бизнес можно делать из любой точки земного шара. «Конечно, в России есть свои нюансы, связанные с отсутствием мощной транспортной сети и абсолютными расстояниями, но для нашего бизнеса это не самый острый вопрос. И региональным игрокам нужно быть готовым к тому, с чем столкнулись локальные магазины. Федеральный игрок, построивший свою сеть или консолидировавший существующие агентства, рано или поздно появится. А пока у региональных игроков есть очевидные преимущества: ниже аренда, ниже уровень зарплат, ниже себестоимость печати. Это можно и нужно использовать для работы по всей России. Необходимые услуги в других городах (местный телефонный номер, курьер с образцами и т.д. ) легко обеспечиваются на аутсорсе», - поделился своим мнением с «Сувенир.Сегмент.Ру» Андрей. Он подчеркнул, что его компания не планирует в ближайшее время менять свою политику. Однако на данный момент у «Проекта 111» отдел продаж перестраивается, менеджеры по ключевым клиентам получат дополнительные полномочия и бюджеты. А значит, они смогут в индивидуальном порядке решать, кого и как можно поддержать.
...полный вариант текста читайте на нашем сайте
Елизавета Белова,
«Сувенир.Сегмент.Ру»