Главная Аналитика Как PR стал спам-машиной

Как PR стал спам-машиной

27.01.2015 в 10.04 937Просмотров: 937 0Комментариев: 0
Почти 60 лет назад один молодой и предприимчивый PR-специалист из Чикаго по имени Эл Голин сделал «холодный звонок» с предложением своих услуг другому молодому бизнесмену — владельцу пары закусочных. Контакт состоялся, новоиспеченные партнеры быстро ударили по рукам. С тех пор детище Эла превратилось в одну из крупнейших международных PR-сетей — Golin, а логотип сети закусочных McDonald’s (так назывались заведения) стал узнаваемым по всему миру.

Чтобы обеспечить McDonald’s паблисити, Голину пришлось потрудиться. Работа со СМИ тогда строилась так: Эл печатал пресс-релиз на своем «Ундервуде», клал в портфель и ехал, например, в Chicago Tribune. Рассказывал журналисту новость, отдавал релиз и переезжал в следующую редакцию. При хорошем раскладе через день-другой мог выслать клиенту вырезку из газеты…

Классический пресс-релиз родился более ста лет назад — разные источники приводят даже точную дату изобретения: 28 октября 1906 года 50 человек стали жертвами крушения поезда на железной дороге в Пенсильвании. Железнодорожники наняли журналиста по имени Айви Ли помочь в освещении этого трагического события. Ли не только убедил железную дорогу опубликовать заявление — пресс-релиз, но и предложил организовать специальный поезд, чтобы доставить репортеров к месту крушения. Редакция газеты New York Times была под таким впечатлением, что опубликовала пресс-релиз слово в слово и отметила железнодорожников за честность и открытость.

С тех пор изменилось все: железные дороги, поезда, газеты… Все, кроме пресс-релиза. Разница лишь в том, что в 1906 году его печатали на «Ундервуде», а спустя сто лет набирают на компьютере.

Забавно, что сами компании, заинтересованные в развитии общественных связей, используют обычно более современные технологии: делают лазеры и компьютеры, роботов, спутники и скоростные поезда. А в сфере PR время как будто замерло.

За сто лет поменялся только способ доставки сообщения — с телеграфа, телетайпа и кожаного портфеля к электронной почте

Между тем потребность в изменениях есть. Первая причина в том, что пресс-релизов стало очень много. Недавно мы в агентстве Comunica провели опрос журналистов на тему работы с различными брендами. Опрошенные в один голос заявили, что отправляют 90% релизов в корзину. Пресс-релизы из информационного вестника превратились в информационный мусор. Мой хороший приятель журналист Константин использует этот поток себе на пользу: черпает вдохновение и материал для своих тренингов на тему, как не надо работать со СМИ. Остальных журналистов это ужасно нервирует.

PR стал спам-машиной: работа во многом свелась к массовой рассылке пресс-релизов по всем возможным СМИ и последующим follow-up. Это нерусское слово обозначает звонки журналистам с настойчивым, а то и назойливым предложением написать статью на основе полученного файла. Медиаиндустрия ответила на вызов появлением релизоприемников, сайтов–сборщиков пресс-релизов. Ненужные материалы публикуются на никому не нужных ресурсах без читателей. Странный мир, далекий от PR-истоков.

Почему так случилось? Во-первых, количество брендов, которые хотят с нами общаться через СМИ со времен Айви Ли или даже молодого Эла Голина значительно возросло. По данным журнала Business Week, в 1971 году средний американский потребитель имел 500 визуальных контактов с брендами в течение дня (в СМИ, рекламе, на самих товарах). Сейчас — более 5000. Сколько же сообщений не доходит до нас, застревая на уровне редакционной почтовой сети?!

Стало больше самих СМИ, кабельных и спутниковых каналов, сайтов и интернет-радиостанций, блогеров и сообществ в соцсетях. Теперь каждая компания и человек — уже медиа. Казалось бы, больше возможностей для PR, ведь потенциальных получателей пресс-релиза теперь больше. На практике произошла специализация и фрагментация СМИ на фоне резкого роста конкуренции за внимание людей. Так что новости теперь нужны «индивидуального пошива».

Пресс-релиз с его единой меркой больше не годится

Вторая причина состоит в том, что пресс-релиз безнадежно устарел как носитель. «Вордовский» файл — это просто технический анахронизм в эпоху Instagram, YouTube и Viber. Медиа ушли в интернет, а значит, им требуется гораздо больше картинок, фото, видео, графики. Самих медиа стало намного больше, но у читателей стало меньше времени на размеренное чтение за чашечкой кофе. Люди хотят потреблять информационный фаст-фуд: максимум картинок, видео, минимум текста. Чтение по верхам — это наше стремление контролировать расширившееся информационное пространство, быть в курсе всех новостей и при этом не погибнуть от информационной перегрузки.

Плюс выросла потребность людей и в социализации. Например, возможность поделиться со своим социальным кругом информацией стала критически важной — люди позиционируют самих себя в социуме. Такую возможность обеспечивает Social Media Release (SMR) — интерактивный формат пресс-релиза. Минимум текста, максимум — картинок, фото, видео, инфографики, ссылок на соцсети. Можно поделиться новостью одним кликом и тут же обсудить ее.

SMR удобен для журналистов сетевых изданий и блогеров, которые могут меньше времени потратить на объединение отдельного текста и картинок. Да и получать его удобнее — можно по почте, можно сразу в аккаунт любой из соцсетей или по RSS-подписке. Этот формат также заранее адаптирован для чтения со смартфонов и планшетов.

Самой компании SMR дает детальную статистику рассылок — кто открывал, что читал, когда заходил, куда потом перешел, сколько времени провел и так далее. Можно анализировать, например, даже процент открытия писем в зависимости от темы письма или узнать процент конверсии по разным типам СМИ или другим аудиториям. Полностью от рассылок компании отказаться не могут, и SMR может быть хорошей заменой «винтажному» пресс-релизу.

Но дело не только в технической стороне вопроса. Чтобы SMR не превратился в более красочную разновидность спама, компании должны не злоупотреблять им, а вернуться к индивидуальному общению и персональному «покрою новостей» под каждое СМИ, а, значит, и под каждый сегмент целевой аудитории. Но и это еще не все.

Через 60 лет после звонка Эла Голина в McDonald’s в агентстве Golin ввели такую единицу измерения как релевантность (brand relevance) — уместность и актуальность любого бренда для данного человека в конкретный момент времени. Брендов слишком много, чтобы мы о них помнили и думали. Нет, мы не потеряли к ним интерес. Но картина мира потребителей изменилась. Мы ждем, чтобы бренды, как по мановению волшебной палочки, являлись к нам в подходящий момент времени. Когда они нам действительно нужны.

Это значит, что мы стоим на пороге заката PR, ориентированного на компании

Можно сказать, из системы Птолемея переходим в систему Коперника, где мир теперь будет крутиться вокруг потребителя. Самые важные новости, на которые мы реагируем, касаются нас самих и составляют социальную, общественную повестку дня. Это топ-новостей «Яндекса» или Google, лента Mediametrics, тренды дня Twitter и так далее. Вот в них компаниям и предстоит вписаться.

Иными словами, компании теперь мало сделать свой релиз ярким и мультимедийным, мало «заточить» под каждое СМИ и разослать по самому удобному для получателя каналу. Теперь новость еще надо встроить в повестку дня, то есть привязать к релевантным интересам разных групп людей.

Поэтому задача PR-отдела или агентства, на мой взгляд, теперь повторяет задачу многих редакций: отследить новостную картину дня и понять, где есть место для данной компании, продуктов, спикеров в этой картине. Это своего рода ситуационный центр по управлению коммуникациями, встройке в информационный поток.

Принять такую роль непросто, это означает признание гораздо менее значимой роли брендов для журналистов и всего социума. Но другого пути нет, иначе PR-индустрия так и останется большой и бесполезной спам-машиной. С другой стороны — это отличная возможность вернуться к PR в его изначальном виде — связям с общественностью, где на первом месте стоит живое и персонализированное человеческое общение.

 

Источник: Primmarketing.ru

Нравится
Здесь собраны мнения участников рынка о самых обсуждаемых вопросах отрасли
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza