Главная Новости отрасли Что нужно знать о блокировках по 161-ФЗ

Что нужно знать о блокировках по 161-ФЗ

15.06.2022 в 12.29 351Просмотров: 351 0Комментариев: 0
Бизнесмену на заметку

 

Самая краткая рекомендация — беречь личные данные и не бояться проверок.

О 161-ФЗ, как показывает практика, предприниматели знают меньше, чем о 115-ФЗ, и часто путают их. По 161-ФЗ тоже бывают блокировки: речь идёт о случаях, когда банк подозревает мошенничество и обязан провести проверку.

О чём 161-ФЗ

161-ФЗ — Федеральный закон «О национальной платёжной системе», он описывает её работу и как она устроена. Согласно этому закону, банки должны предупреждать случаи возможного мошенничества по счетам — «операции без согласия клиента» — и проводить проверки в случае подозрений.

Виды мошенничества

  • Непредоставление услуг, то есть оплата была, а поставки не было. 
  • Фишинг, например, клиент хотел зайти в личный кабинет подписать платёжку, а вместо своего банка попал на похожий сайт, а затем лишился денег. 
  • Письмо с фальшивыми реквизитами, когда мошенник создаёт похожий адрес почты и выставляет счёт от имени контрагента. 
  • Социальная инженерия, когда выманивают личные данные, надавив на страх или любопытство. 
  • Человек по чужой просьбе устанавливает на компьютер программу для совместного просмотра — и делиться экраном. 
  • Случается, находят флешку с вирусной программой и из любопытства подключают её к компьютеру. 
  • Можно потерять логин и пароль от личного кабинета, да и вообще любые личные данные с последующей утратой средств.

Проводить проверки по 161-ФЗ — это не желание банка, а его обязанность, в противном случае у него будут проблемы с ЦБ. Центробанк сформулировал основные признаки подозрительных операций, на которые банки должны опираться в своей работе.

Признаки подозрительных операций

Получатель денег находится в специальной базе данных недобросовестных получателей, собранной Банком России.   Информация о параметрах устройств, с помощью которых вошли в автоматизированную систему или программное обеспечение (например, в личный кабинет банка), есть в специальной базе ЦБ.  

Подозрительные признаки — нетипичные для клиента и его деятельности:

  • характер операции;
  • время;
  • сумма;
  • периодичность операций;
  • параметры устройства.

Чтобы выявлять подозрительные операции, банки используют собственные алгоритмы. Ещё есть специальная система «Финцерт» — Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере. В ней банки общаются между собой и делятся информацией о подозрительных операциях.

Банк может подозревать в недобросовестности своего клиента-получателя, а может, наоборот, проверить исходящую операцию, чтобы клиент не стал жертвой мошенников.

Что делает банк, если операция подозрительная

Если у банка есть сомнения в законности операции, он проводит проверку, а для этого блокирует электронную подпись клиента и карту.

Сроки проверки:

  • для исходящих операций, когда клиент отправляет деньги, — два рабочих дня; 
  • для входящих операций, когда клиент принимает деньги, — по закону пять рабочих дней.

Если компания настоящая и с её документами всё в порядке, она проходит проверку, и блокировку снимают. Если проверка не пройдена, в течение двух дней банк возвращает деньги отправителю и закрывает счёт недобросовестного клиента со списанием неустойки.

Проверки исходящих операций бывают, когда у банка есть подозрения, что в личном кабинете — не клиент, а кто-то другой.

Если деньги уже ушли со счёта клиента, но их ещё не перевели в другой банк или банк-получатель не успел зачислить платёж, их возвращают. А если мошенники успели получить деньги на счёт и обналичить — ничего поделать уже нельзя.

Если при проверке оказывается, что подозрительную исходящую операцию проводит клиент, блокировка снимается.

Если банк заблокировал счёт по 161-ФЗ — это не его прихоть. Банк также заинтересован в том, чтобы клиент мог скорее возобновить работу.

Что делать клиентам банков

  • Не затягивать с прохождением проверки, оперативно предоставлять документы, которые просит банк.    
  • Быть бдительным в интернете с личными данными и не давать их без необходимости ни родным, ни лучшему другу.    
  • Если доступ к личному кабинету у нескольких лиц, важно провести ликбез: часто на фишинг попадаются бухгалтеры компаний.

 

Источник  delo.modulbank.ru  Источник фото  delo.modulbank.ru
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza