Но многомиллионные вложения в развитие молодёжи часто не окупаются.
Летом этого года на ПМЭФ-2024 компании опять сетовали по поводу кадрового дефицита. Участвовавшие в дискуссии крупные компании указали, что уже потратили на работу со школьниками и студентами многие миллионы рублей.
Так, Сиродж Лоиков, заместитель гендиректора «Фосагро», заявил, например, что за 10 лет существования корпоративной программы бесшовного образования от школы до трудоустройства компания уже вложила в неё 6 млрд ₽ и ежегодно продолжает тратить 500 млн ₽.
Александр Шевелев, гендиректор «Северстали», сказал, что компания собирается выделить 210 млн ₽ на софинансирование Передовой инженерной школы на базе Череповецкого государственного университета. Всего инвестиции «Северстали» в школы, ссузы и вузы составили за последние пять лет 237 млн ₽.
Проблема в том, что такие затраты далеко не всегда окупаются — обучающихся по программам компаний школьников и студентов много, а работников в итоге мало. Например, по программе «Фосагро-класс» в шести школах, расположенных в городах присутствия компании, сейчас учится 6000 школьников, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Проект существует 10 лет, за это время окончить школу успело 1300 детей, прошедших через «Фосагро-классы». Только половина из них учится сейчас в вузах, а из получивших диплом о высшем образовании устроилось на работу в компанию лишь 136 человек.
Похожая ситуация в Т-банке: с 2017 года через образовательные программы компании прошло более 30 тыс. студентов и школьников, а в банк устроилось только 4000 человек, сообщил представитель банка.
Компании начали рассуждать о подготовке кадров с младых ногтей задолго до нынешнего кадрового кризиса, лет 8–10 назад. Например, ещё в 2016 года владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик рассказывал журналу Forbes, что в аэропорту сначала отбирали на работу студентов 3–4-го курсов, постепенно рубеж сдвинулся ко 2-му курсу, затем — к 1-му. А потом стало ясно, что воспитывать и обучать будущих сотрудников нужно ещё со школы.
Однако кадровый кризис последних лет ещё больше разжёг интерес компаний к поиску и воспитанию кадров среди детей, подростков и совсем молодых людей.
Рейтинговое агентство АКРА в 2024 году оценило внутренние трудовые резервы России в 7 млн человек, причём 1,5 млн из них — молодые люди, которые в силу разных обстоятельств не могут устроиться на работу. Чаще всего причиной отказа со стороны работодателя становится отсутствие опыта. В результате, по данным исследования HeadHunter, которое сервис провёл зимой накануне Дня студента, молодёжь чаще идёт в сферу продаж, розничной торговли, обслуживания клиентов и на транспорт, а предприятиям не хватает кадров.
Проблема подготовки молодых кадров актуальна во всём мире. Например, в докладе Всемирного экономического форума о будущем профессий The Future of Jobs 2023 сообщается, что 44 % работников по всему миру в ближайшие пять лет придётся обновить свои профессиональные навыки, при этом 31 % опрошенных исследователями компаний среди необходимых мер называют реформу школьной системы образования.
Согласно данным соцопроса, проведённого порталом SuperJob в январе 2023 года, более половины родителей-респондентов хотели бы, чтобы их работодатели проводили профориентационные мероприятия для их детей. Этот показатель не меняется уже четыре года, но число компаний, которые готовы проводить такие мероприятия, с годами не только не растёт, а, наоборот, уменьшается. Если в 2019 года 9 % опрошенных порталом компаний проводили профориентационные мероприятия, то в 2023 года — уже только 5 %.