Картина экспорта из РФ за последние три года.
Каждый пятый представитель российского малого и среднего предпринимательства (МСП) экспортирует товары, услуги или комплектующие в Китай. Показатель вырос в два раза с ноября 2020-го, сказано в исследовании НАФИ и ПСБ. В основном в Китай везут продукты пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также одежду.
Эксперты объясняют положительную динамику развитием взаимодействия между РФ и КНР, а также мерами господдержки. Кроме того, в последние годы увеличилась роль Белоруссии как экспортного коридора с 33 % до 36 %, а торговля с Турцией выросла с 12 % до 17 %.
Аналогичное исследование проводилось последний раз в ноябре 2020 года. Доля российских предпринимателей, которые поставляют товары, услуги или комплектующие в другие страны, снизилась с 16 % до 10 % в мае 2023-го. Это следует из опроса, проведённого НАФИ и ПСБ. Из тех, кто торгует с зарубежными партнёрами, процент компаний, которые ввозят товары в Китай, увеличился в два раза — с 10 % до 21 %.
Основными экспортными хабами для малого и среднего бизнеса остаются страны ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения. Среди них растёт только доля Белоруссии, 36 % против 33 % ранее. При этом процент компаний, которые везут товары в Казахстан, снизился с 43 % до 41 %, а в Армению — с 13 % до 10 %.
В 2022 году в России количество экспортёров среди МСП превысило 62,5 тыс., что стало абсолютным рекордом, заявила на ПМЭФ–2023 генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина. При этом прирост относительно 2021 года составил более 13 %.
Рост доли МСП, поставляющих продукцию на китайский рынок, связан с развитием торговых отношений России и КНР, отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В Плеханова Екатерина Новикова.
Екатерина Новикова добавила, что в основном на экспорт идут продукты питания, одежда, товары деревообрабатывающей промышленности, но есть и попытки поставок промышленных товаров.
Китайский рынок огромен, на нём находится большое число платёжеспособных потребителей, отметила директор АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова.
Среди трудностей при продвижении продукции из РФ на этом рынке эксперт называет сложности при получении необходимых разрешении и сертификатов, особенности межкультурнои коммуникации с китайскими контрагентами, а также специфику вкусов потребителей в республике.
В исследовании НАФИ и ПСБ также отмечается, что количество МСП, которые закупают товары в других странах, упало с 26 % до 18 %. Бизнес снизил импорт на фоне поиска альтернатив на отечественном рынке, а также в связи с ослаблением курса рубля, пояснили эксперты.
Те, кто продолжают ввозить товары, сместили фокус на азиатские страны. Более 70 % предпринимателей импортируют из Китая, считая его основной страной для этих целей. Турция также набирает популярность, доля закупающихся там МСП выросла с 12 % до 17 %.
При этом около 9 % представителей малого бизнеса продолжает импортировать товары, услуги или комплектующие из Европы — в ноябре 2020 года таких было 21 %. В нынешних условиях это довольно высокий показатель, заявила старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли ИПЭИ РАНХиГС Галина Баландина.
По словам кандидата экономических наук, эксперта МГО «Опоры России» Вячеслава Белобжецкого, для МСП есть три вызова в торговле с Европой: трудности с платежами, доставкой, а также появление значительного количества конкурентов из других стран. Однако российские компании вполне успешно настраивают взаимодействие с новыми партнёрами.