Самое главное — не переучивать самим и не позволять переучивать леворукого ребёнка кому-то другому. Также нужны подходящие канцтовары, освещение и правильное место за партой.
Автор Forbes Russia Educatio Елена Боева выяснила, что необходимо знать родителям, чтобы учёба не стала разочарованием.
До недавнего времени большинство левшей в нашей стране переучивали. Только 30 апреля 1985 года вышли методические рекомендации Министерства здравоохранения СССР, благодаря которым левшей следовало «оставить в покое».
Сейчас в России, по данным академика РАО, доктора биологических наук, профессора Марьяны Безруких, каждый пятый школьник — левша. Примерно 20 % от всех учащихся — это около 3,4 млн. Таким образом, сегодня в одном классе можно встретить до 5–6 левшей.
Леворукость — это не только предпочтение, какой рукой совершать действия. Это также принципиальное отличие в организации межполушарной асимметрии головного мозга и психических функций ребёнка.
Левшество — это совершенно иное распределение функций между полушариями мозга. Левшество может также выражаться и доминированием левого глаза, левого уха или левой ноги.
Из-за отсутствия правильного подхода у детей могут возникать трудности как физиологического, так и психологического развития. И тогда уже родители пытаются найти соответствующих специалистов. А их либо нет, либо они географически недоступны, а услуги очень дороги.
По данным, приведённым Валентиной Гагай, доктором психологических наук, профессором СурГПУ, от 30 % до 70 % первоклассников имеют проблемы в адаптации к школьным условиям и, соответственно, сложности в усвоении образовательной программы.
В своих работах доктор биологических наук Светлана Дмитриева также приводит данные, что по сравнению с праворукими леворукие дети адаптируются к учебной нагрузке более напряжённо.
- со зрительно-пространственной и зрительно-моторной координацией;
- недостаточное развитие мелкой мускулатуры руки;
- перепады настроения;
- тревожность;
- сложности в формировании устойчивого почерка и другие.
Именно педагог должен вовремя помочь леворукому ребёнку справиться с возникающими сложностями. Однако основы взаимодействия и подходов к работе с левшами не преподают в педвузах и колледжах.
Как отмечает Марьяна Безруких, важно понимать, что причиной возникновения каких-либо сложностей в школе является не леворукость как таковая, а нарушения или отклонения в развитии и здоровье конкретного леворукого ребёнка. Специфическим фактором риска является только переученное левшество.
Самое главное — не переучивать самим и не позволять переучивать ребёнка кому-то другому.
- заикание;
- дислексия;
- дисграфия;
- энурез;
- нервные тики;
- перепады настроения и другие.
Первокласснику-левше необходимо создать максимально комфортные условия для обучения, в том числе и организовать соответствующее рабочее место.
Особое внимание стоит уделить письму: по информации Анны Семёнович, кандидата психологических наук, доцента, профессора МГППУ, — среди детей, испытывающих трудности в овладении письмом, доля леворуких составляет до 70 %.
Эксперты рекомендуют использовать специальные прописи для левшей. В них демонстрационный материал — с правой стороны листа для расширения зрительной зоны. И есть дополнительные пометки, обозначающие начало и направление написания букв, строк.
Вводится написание букв без наклона, а элементов букв — с отрывом ручки от бумаги.
Также принципиально важное значение имеет подбор письменных принадлежностей. Леворуким детям больше подходят специальные шариковые ручки с особой изогнутой формой. Пригодятся и специальные накладки, позволяющие правильно фиксировать ручку в пальцах и формировать корректный захват.
У леворуких детей могут возникнуть сложности при вырезании. Эксперты рекомендуют использовать ножницы, которые имеют специальную форму колец, «перевернутых» в «правильную» сторону.
К полезным принадлежностям можно отнести и точилку для левшей. В ней лезвия перевёрнуты в обратную сторону, чтобы леворукий ребёнок мог заточить карандаш, вращая его, как и правша, от себя.
Ответственно нужно отнестись и к подбору удобного типа удержания карандаша или ручки, расположению тетради и руки при письме, чтобы обеспечить правильную позу и свободное движение пишущей руки. Свет должен падать справа.
Левшам Марьяна Безруких не рекомендует безотрывное письмо. По её мнению, оно вынуждает ребёнка выполнять неестественные движения, например, прописывать часть элементов по уже написанной линии.
Всё это осложняет процесс письма, делая его напряжённым и неэффективным.
Также стоит обратить внимание и на скорость письма — у леворуких детей и здесь есть свои особенности. Ольга Шелопухо, кандидат психологических наук, рассказала, что временная структура движений при письме у леворуких и праворуких детей различна.
Если учитель произносит «пиши быстрее», увеличивается не скорость движения, а сокращаются паузы. Это значит — ухудшается качества письма. Может нарушиться конфигурация букв и цифр, соотношение элементов, возникнуть тремор, ненужные штрихи, зеркальные ошибки. Такие нарушения, не свойственны детям при комфортном темпе.
Леворуким детям за партой лучше сидеть с правшами, соответственно, с левой стороны, чтобы «соседи» при письме не бились локтями друг с другом.
Предпочтительно, чтобы парта находилась в крайнем правом ряду, а доска была слева.