-
Как логисты проводят трансграничные платежи в условиях санкций
02.07.2024 в 12.18 269Просмотров: 269 0Комментариев: 0 - Они не ждут улучшения ситуации в ближайшее время
![]() |
В конечном итоге перебои отражаются на цене товаров и услуг для конечных потребителей.
Российские транспортные и логистические компании столкнулись с серьёзными проблемами при трансграничных расчётах за перевозки. С каждым новым пакетом санкций проведение таких операций усложняется: деньги за границу идут месяцами, а часть платежей и вовсе отклоняется.
Всё это приводит к увеличению издержек, росту стоимости перевозок и непредсказуемым срокам доставки. В конечном итоге перебои отражаются на цене товаров и услуг для конечных потребителей.
Участники рынка не ждут улучшения ситуации в ближайшее время. Гендиректор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани считает, что реакцию рынка на последний пакет санкций можно будет увидеть через два-три месяца, так как сейчас «он адаптируется под настоящие условия».
Многие иностранные компании — китайские, турецкие, европейские — отказываются напрямую принимать деньги из России в оплату грузоперевозок. Либо отказ исходит от банков, в которых они обслуживаются, сказал гендиректор «ЕвроТрансЭкспедиция» (ЕТЕ) Кирилл Рассадкин. Проблема появилась в 2022 году, и с каждым кварталом или с каждым очередным пакетом санкций ситуация усугубляется.
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев добавил, что раньше возникавшие проблемы решались, как правило, предоставлением в банк дополнительных документов в рамках комплаенс (процедуры проверки).
После введения последних ограничений иностранные банки могут просто отказаться от зачисления переводов из российских банков.
Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша пояснил, что прежде всего проблемы возникли с осуществлением платежей в долларах и евро, поскольку банки-корреспонденты в США и ЕС ввели дополнительные проверки для соблюдения санкционного режима, расширили пакет запрашиваемых документов, и зачастую платежи не проходили.
Ограничения очень ощутимо бьют по карману перевозчиков. Специалист по трансграничным платежам группы компаний «Нео карс» Екатерина Егорова сказала, что проблемы с платежами приводят к задержкам отгрузок товаров или полному отказу от них. Например, в декабре приостановки платежей растянулись на два месяца.
Руководитель отдела по финансовому контролю и международным стандартам финансовой отчётности NOYTECH Supply Chain Solutions Светлана Рубцова сказала, что мелкие банки не могут участвовать в межбанковских торгах в евро и дирхамах ОАЭ, что делает невозможным проведение платежей из-за отсутствия валюты. На межбанковском рынке, по её словам, валюту могут покупать только крупные игроки, обслуживающие крупных экспортёров, от которых поступает валютная выручка.
Кирилл Рассадкин из ЕТЕ сказал, что сроки переводов — это настоящая лотерея: деньги могут зависнуть на месяц, иногда — на три месяца, потом вернуться обратно либо всё-таки дойти.
Рубцова из NOYTECH Supply Chain Solutions сказала, что в зависимости от страны платежи могут идти одну-две недели, но иногда деньги находятся на счёте банка-корреспондента до месяца, а затем возвращаются без объяснения причин с формулировкой «политика банка».
По словам участников рынка, опрошенных Forbes, сложности с оплатой возникают при взаимодействии практически со всеми странами, с которыми Россия ведёт торговлю, в том числе с ЕС, Турцией, Казахстаном, Китаем.
Какие всё-таки есть способы рассчитаться за товары и услуги? Опрошенные Forbes участники рынка рассказывают, что можно привлекать посредников, можно проводить расчёты не в долларах или евро, а ещё некоторые открывают филиалы в третьих странах.
Посредники стоят недёшево, рассказала Рубцова, так как комиссия составляет 4–5 % от суммы, что значительно выше обычных банковских операций. По словам Рассадкина, комиссия может быть и выше — до 8 %.
Использование валют третьих стран тоже сопряжено с рядом сложностей. Турецкая лира сейчас популярна, но находится под беспрецедентным инфляционным давлением, и курс крайне волатилен, пояснил коммерческий директор «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Дирхам, привязанный к доллару, снижает валютные риски, но присутствуют всё те же ограничения на операции.
Расчёты в рублях или национальных валютах стран СНГ растут, но есть риски нестабильности. Для работы с Китаем нужно открыть счёт в юанях, что долго и непросто: далеко не все китайские банки готовы к токсичным операциям. Наряду с этим власти Китая ужесточили контроль за трансграничными операциями для предотвращения отмывания денег.
Всё же, по словам Дмитрия Суховерши из FM Logistic, с платежами в Китай ситуация пока не самая сложная, поскольку возможно открыть счёт в юанях в российском банке, не входящем в SDN-лист, совершить платёж в адрес китайского банка, минуя корреспондентские банки в юрисдикциях, которые ввели санкции.
В ряде случаев наши партнёры из Китая предлагают оплачивать их услуги в рублях на территории России, и это значительно упрощает всю схему денежных переводов.
Екатерина Егорова из «Нео карс» отметила, что в Bank of China до сих пор задержка платежа до 20 дней считалась нормой. По этой причине многие участники рынка, опрошенные Forbes, работают с мелкими банками на севере Китая.
Чернышев пояснил, что по китайскому законодательству 50-километровая зона вдоль границы может считаться офшорной, и банки могут принимать платежи в валюте граничащей с ними страны. В случае России это как раз север Китая, оплата в этих банках возможна в том числе в рублях.
Наконец есть третий способ. По словам Рассадкина, часть компаний, как импортёров, так и логистических российских, начали открывать свои представительства или филиалы в других странах, таких как Китай, Турция и Казахстан, чтобы расплачиваться за логистику оттуда.
Чернышев добавил, что при юрисдикции третьих стран комиссия растёт на 7 % и более за перевод. Всё это, по его словам, ведёт к увеличению цены на транспортно-логистические услуги, и «цена в 12 тыс. $ за контейнер из Китая уже никого не удивляет». Для сравнения, в мае 2023 года тариф составлял около 6000–6500 $ за контейнер.
Говоря о будущем в новой реальности, опрошенные участники рынка в большинстве своём к оптимизму не склонны. Гендиректор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани считает, что реакцию рынка на последний пакет санкций можно будет увидеть через два-три месяца.
Большинство экспертов сходятся в том, что работать станет сложнее и перевозки продолжат дорожать.
Некоторые надежды связаны с Китаем и взаимодействием на межгосударственном уровне.
Форум
Фотогалерея
- » Компания: Малевичъ Перьевые ручки "Малевичъ"
-
9 Окт 2023 16:46 3920Просмотров: 3920 0Комментариев: 0
Видеогалерея
- » Компания: Мастер МедиаВнешние жесткие диски из камня. Бизнес сувениры из обсидиана.
-
16 Июн 2022 21:33 9319Просмотров: 9319 1Комментариев: 1
Сегодня актуально
- » Раздел: Новости отрасли
- Почти половина россиян проходили обучение для личного развития 5 Сен 2024 08:09 1534 Просмотров: 1534 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- В Ozon утвердили процедуру продажи ПВЗ 5 Сен 2024 07:33 1594 Просмотров: 1594 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Новости отрасли
- За какие ошибки в рекламе штрафуют 5 Сен 2024 07:13 1675 Просмотров: 1675 0 Комментариев: 0
ТОП 100
Акции
- » Раздел: Акции
- СКИДКА НА ВЕСЬ АССОРТИМЕНТ ДО КОНЦА ЛЕТА!!! 8 Июн 2023 15:48 9289 Просмотров: 9289 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Скидка на весь ассортимент 10% 31 Мар 2023 16:50 9650 Просмотров: 9650 0 Комментариев: 0
- » Раздел: Акции
- Дарим скидку 23% в честь Дня защитника Отечества! 4 Фев 2022 10:05 5968 Просмотров: 5968 1 Комментариев: 1