Главная Новости отрасли Как платить налоги продавцам на маркетплейсах

Как платить налоги продавцам на маркетплейсах

08.06.2023 в 14.28 372Просмотров: 372 0Комментариев: 0
Экспертный разбор

 

В чём плюсы и минусы разных форм налогообложения и как платить налоги селлеру-ИП.

Чтобы начать продавать на маркетплейсе, нужно иметь статус самозанятого, быть ИП или открыть ООО. Большинство продавцов работает в статусе ИП. Эксперт Наталья Грачёва, специалист налогового учёта первой онлайн-бухгалтерии «Модульбанка», рассказала, в чём плюсы и минусы разных форм и как платить налоги селлеру-ИП.

Какую форму бизнеса выбрать

Раньше маркетплейсы работали только с ИП и юрлицами, но теперь готовы принимать на продажу товары и от самозанятых. Ozon, Wildberries, «СберМегаМаркет», AliExpress и «Яндекс.Маркет» сейчас работают со всеми категориями поставщиков.

ИП

В этом случае продавец — единственный владелец бизнеса и все средства принадлежат ему. ИП просто открыть, регистрация стоит 800 ₽, и легко закрыть — достаточно написать заявление в ФНС. Чтобы вести бизнес, ИП не требуется бухгалтерская отчётность и бухгалтер в штате. Но в зависимости от бизнеса и числа сотрудников с бухгалтером может быть проще.

Статус ИП нельзя продать, в отличие от фирмы. А ещё ИП отвечает перед кредиторами личным имуществом. Для ИП есть ограничения по видам деятельности, но к большинству продавцов маркетплейсов они не имеют отношения. Например, это пассажирские перевозки и производство алкогольной продукции. Даже если нет прибыли, ИП всё равно платит страховые взносы за себя.

ООО

ООО подойдёт, если вы хотите работать вместе с партнёром или не хотите рисковать личными деньгами. Именно организация отвечает по обязательствам, а не сам предприниматель. Если ИП можно только закрыть, то есть возможность продать ООО или свою долю в нём, если необходимо уйти из бизнеса. Если у ООО нет прибыли, налоги платить не надо. Однако ООО сложнее регистрировать и закрывать.

Если расчёты у ИП несложные, например, УСН «Доходы» с одним сотрудником, бухгалтерия не нужна. Организациям нужно сдавать бухгалтерскую отчётность, а значит, бухгалтер нужен в любом случае.

Самозанятость

Строго говоря, самозанятость не является отдельной организационно-правовой формой. Самозанятый — это физлицо, которое является плательщиком налога на профессиональный доход (НПД). Стать самозанятым проще всего: достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог». Но и ограничений на деятельность у плательщиков НПД больше: продавать разрешается только свои услуги или товары собственного производства, нельзя нанимать сотрудников и зарабатывать больше 2,4 млн ₽ в год.

Оформить самозанятость может и ИП, тогда на него будут распространяться те же правила.

Ставки налога с дохода:

  • 6 %, если доход получен от продажи товара юрлицу; 
  • 4 %, если доход получен от продажи физлицу; 
  • так как на маркетплейсах основная масса покупателей — физлица, то налог в основном будет считаться по ставке 4 %.

Для продавцов «Яндекс.Маркета» важно знать, что продавать по схеме FBO (со склада маркетплейса) им нельзя.

Важно! Перерегистрировать личный кабинет поставщика на маркетплейсе при переходе с ИП на ООО не получится, придётся заново заливать документы и карточки товаров и начинать работу с нуля. Поэтому внимательно выбирайте форму бизнеса.

Вот сравнение ООО, ИП и самозанятости в табличке.

Как ИП выбрать налоговый режим

Для торговли на маркетплейсах ИП подходят общая система налогообложения (ОСН) и упрощённая система налогообложения (УСН). Есть ещё автоматизированная упрощённая система и патентная система, но ими селлерам пользоваться нельзя. Применение УСН не допускает работу по агентскому договору, а у селлера с маркетплейсами именно такой. Патентную систему нельзя использовать при продаже товаров через интернет.

Чтобы определиться, какую систему налогообложения выбрать, нужно понимать объём будущего дохода. Если точно известное, что заработок за год будет больше 251,4 млн ₽, то лучше выбирайте общую систему.

При ОСН высокая налоговая нагрузка: селлер платит 20 % от прибыли и НДС от 10 до 20 %. Зато нет ограничений по годовому доходу и числу сотрудников.

У начинающего селлера вряд ли будет сразу высокий доход, поэтому новичку лучше работать по УСН. Налоговая нагрузка будет ниже.

Для упрощёнки есть ряд ограничений:

  • среднее число сотрудников — до 130 человек;
  • доля участия других компаний — не более 25 %;
  • не должно быть филиалов.

В рамках УСН есть два способа уплаты налога:

  • УСН «Доходы» — по ставке 6 % с доходов; 
  • УСН «Доходы минус расходы» — по ставке 15 % с разницы между доходами и расходами.

Чтобы выбрать между УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы», нужно ответить на три вопроса.

Вопросы, чтобы принять решение:

  • Есть ли возможность подтвердить расходы документами?
  • Превышают ли расходы 60–70 % от общей выручки?
  • Есть ли бухгалтер, который сможет вести учёт?

Если ответ на все три вопроса положительный, то нужно вести бизнес по УСН «Доходы минус расходы» по ставке 15 %. Таким образом вы снизите налоговую нагрузку. Но важно подтверждать все расходы документами.

Если на один или несколько вопросов ответ отрицательный, то лучше вести учёт налогов по УСН «Доходы». Таким образом нужно платить налоги по ставке 6 % и не надо думать о документах для подтверждения расходов. Но и от помощи бухгалтера на начальном этапе не стоит отказываться.

Эксперт рассчитала, что УСН «Доходы минус расходы» будет выгоднее. В некоторых регионах действуют льготные сниженные ставки УСН. Узнать про них можно на сайте налоговой на информационной странице УСН. Вверху надо выбрать свой регион, внизу страницы будет информация по ставкам.

Какие налоги платит селлер-ИП по УСН в 2023-м

При УСН «Доходы» налог платится со всей суммы, которую заплатили за заказы покупатели, до вычета комиссии маркетплейса. Эти цифры можно найти в личном кабинете продавца.

Сумма налога = (перечисление маркетплейса + удержанное агентское вознаграждение) * ставка налога в регионе.

Как рассчитывается УСН «Доходы минус расходы»

Сумма налога = (перечисление маркетплейса - удержанное агентское вознаграждение - расходы на закупку - расходы из перечня) * ставка налога в регионе.

Например, за отчётный период селлер Wildberries заработал 500 тыс. ₽. Он потратил 200 тыс. ₽ на закупку, и 25 тыс. ₽ составила комиссия маркетплейса.

Предприниматели, работающие по УСН, считают налог кассовым методом, то есть доходы и расходы учитываются после их фактического получения или списания.

Налог при УСН уплачивают каждый квартал.

Сроки уплаты в 2023 году:

  • за первый квартал — не позднее 28 апреля 2023 года; 
  • за полугодие — не позднее 28 июля 2023 года; 
  • за девять месяцев — не позднее 28 октября 2023 года; 
  • заключительный годовой платёж — не позднее 28 апреля 2024 года.

Ещё ИП обязан вносить взносы в Социальный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования — как минимум за себя, если сотрудников нет.

Взносы состоят из двух частей:

  • фиксированная часть (в 2023 году — 45 842 ₽), нужно уплатить до 9 января 2024 года; 
  • доплата с дохода больше 300 тыс. ₽ по ставке 1 %, уплатить до 3 июля 2023 года.

Селлеру нужно сдавать отчётность.

Вот сроки для 2023 года:

  • декларация — до 25 апреля 2023 года за предыдущий год; 
  • декларация по налогу на имущество (если есть) — до 27 марта 2023 года;
  • 3-НДФЛ — до 2 мая 2023 года.

С какими ещё документами сталкивается селлер

Чтобы отчитаться перед налоговой о доходах и расходах, понадобятся акты выполненных работ, отчёты о продажах, универсальные передаточные документы, счета-фактуры. Маркетплейсы отправляют продавцам документы в электронном виде с помощью электронного документооборота (ЭДО). Электронные документы подписывают квалифицированной электронной подписью (КЭП), и они имеют ту же силу, что и бумажные с подписью от руки и настоящей печатью. В отличие от скан-копии такие документы можно сдавать в налоговую для отчётности.

Для организации ЭДО потребуется несколько действий:

  • в службе сервиса маркетплейса узнать, какого оператора ЭДО он поддерживает; 
  • оформить квалифицированную ЭЦП; 
  • заключить договор с оператором ЭДО маркетплейса или ознакомиться с тарифами на роуминг между действующим и партнёрским оператором площадки.

Чтобы отправить готовый заказ или партию товара на склад площадки, нужно оформить транспортные документы: договор поставки и акт приёма-передачи, содержащий наименования, количество, характеристики товарных единиц, категорию товара на площадке, сроки поставки, ссылки на сертификаты соответствия.

Спецификация нужна, чтобы транспортная компания и склад получили информацию о габаритах, массе, составе и количестве отгружённых мест.

 
Источник  t.me  Источник фото  pixabay.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza