Главная Новости отрасли Как проверить контрагента

Как проверить контрагента

01.02.2023 в 09.42 447Просмотров: 447 0Комментариев: 0
Подробное руководство

 

Договор с сомнительной организацией или фирмой-однодневкой грозит штрафами налоговиков, отказом в возмещении НДС, а иногда и ликвидацией компании.

Многие организации заранее собирают документы для проверки благонадёжности контрагента и создают собственное досье. Если ФНС сочтёт сделку сомнительной и обратится в суд, с помощью досье можно доказать, что организация проявила должную осмотрительность при выборе партнёра.

Но также известны случаи, когда партнёр после получения аванса пропадал, а его компания оказывалась банкротом. Каждого контрагента стоит перепроверять не реже одного раза в год.

Проверка по ИНН на сайте ФНС

Перед заключением сделки нужно не просто удостовериться, что будущий поставщик, заказчик или исполнитель зарегистрирован в ФНС, но и оценить его финансовое положение.

Шаг 1. Проверка по официальным сайтам

Найти контрагента по ИНН или ОГРН организации можно на сайте налоговой, а именно в сервисе Единый государственнй реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если вы собираетесь работать с ИП, то введите ОГРНИП и ИНН предпринимателя.

Что проверять

  • Когда появилась организация? 
  • Чем она занимается? 
  • Кто её учредитель и официальный представитель? 
  • Кто вправе подписывать договор?

Но узнать регистрационные данные мало. Необходимо проверить юридический адрес «на массовость». Если на один и то же адрес зарегистрировано много юридических лиц, вероятно, что это фирмы-однодневки. Сделки с однодневками налоговики расценивают как бесспорное доказательство ухода от уплаты налогов.

Поэтому, в специальном сервисе на сайте ФНС проверяем адрес контрагента. Сведения регулярно обновляются. Юридический и фактический адреса должны совпадать. Необходимо посмотреть, сколько фирм зарегистрировано по адресу вашего бизнес-партнёра.

Важно! Самостоятельно перепроверить адрес можно по «Яндекс. Картам». Возможно, указанный адрес — местоположение офисного центра. При регистрации ООО клиент не указал этаж и номер офиса. В этом случае налоговики могут ошибочно занести адрес в «массовый».

Шаг 2. Выявление компаний на грани ликвидации

Обязательно следует проверить, не собирается ли ФНС ликвидировать компанию. Налоговая инспекция может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если оно не работает более 12 месяцев, или в реестре недостоверные сведения о нём.

Для ФНС договор, заключённый с таким контрагентом, будет считаться фиктивным.

Как проверить? Вводим ИНН в соответствующем поле в сервисе на сайте Федеральной налоговой службы.

Проверка учредителя юрлица

Ещё один способ проверить добросовестность контрагента — узнать, сколько компаний зарегистрировано на одного человека — руководителя и учредителя фирмы. Если на директора открыто пять и более фирм, то он будет считаться массовым. Это признак компании-однодневки, и налоговая аннулирует расходы по договорам. То же касается учредителя: если им учреждено больше 10 организаций, его сочтут массовым учредителем.

Как проверить? В сервисе на сайте Федеральной налоговой службы вводим Ф.И.О. проверяемого лица.

Проверка бухгалтерской и налоговой отчётности

Нужно изучить бухгалтерскую и/или налоговую отчётность о результатах деятельности за последние 2–3 года. Она поможет оценить, ведёт ли компания хозяйственную деятельность. Если фирма не сдаёт отчётность и не проводит никаких операций, то перед вами, скорее всего, однодневка.

Как проверить? Бухгалтерскую отчётность можно получить по запросу в Росстате, оформив заявку на сайте ведомства. Услуга бесплатная. Налоговую отчётность может предоставить контрагент. Также можно узнать о задолженностях в ФНС или отсутствии отчётности с помощью сервиса на сайте налоговой.

После проверки контрагента на добросовестность в официальных источниках, желательно «найти следы» будущего клиента в интернете. Наличие полноценного сайта дополняет впечатление о надёжном партнёре. Если у клиента только лендинг или устаревшая информация на сайте — это тревожный сигнал.

Что проверять на сайте:

  • читать историю компании; 
  • просматривать блог; 
  • искать полезную информацию и интересные статьи; 
  • познакомиться с сотрудниками — зайти на страницу с их данными; 
  • почитать и посмотреть их фото; 
  • найти группы в социальных сетях и проверить активность паблика и «свежесть» постов.

Всё это является подтверждением реальности потенциального клиента.

Можно поискать отзывы покупателей о работе с организацией или почитать мнение бывших работников — часто в них содержится много интересных фактов, ведь они знают всю «внутреннюю кухню». Благодаря такой проверке у вас сложится мнение о надёжности контрагента.

Шаг 3. Запросить пакет документов

Помимо открытых источников, можно проверить добросовестность по списку документов. Попросите контрагента предоставить заверенные копии устава, приказа о назначении директора, доверенности на представителя, отчётность — налоговую и бухгалтерскую и лицензии, если она необходима. Можно запросить данные о имуществе и сотрудниках.

Шаг 4. Получить информацию в налоговой инспекции

Помощь в проверке надёжности контрагента может оказать налоговая. Для этого следует послать официальный запрос в ИФНС по будущему компаньону — есть ли у него долги перед бюджетом, сколько уплачено налогов и какова численность штата.

Шаг 5. Составить досье на клиента

Теперь следует собрать в один файл все полученные данные. Каждый оформляет досье по-своему — кто-то хранит в электронном варианте, кто-то делает бумажный отчёт. Формат может быть разный, но главное, что досье будет убедительным аргументом — ваша организация соблюдала предельную осмотрительность и проверила клиента на благонадёжность.

Кроме того, компания может составить собственный регламент проверок и внести туда ссылки на сервисы, доказывающие реальность партнёра, требование о предоставлении документов, запрос о благонадёжности руководителя, обновление лицензии и так далее.

Где проверить контрагента бесплатно 

Чтобы узнать все риски, которые могут возникнуть из-за нового контрагента, необходимо проверить общую информацию о нём и о предмете сделки, взаимодействие контрагента с регистраторами, финансовое состояние контрагента, а также личности руководителей и участников компании. Есть 16 источников информации.

Общая информация о контрагенте и о предмете сделки:

  • информацию в ЕГРЮЛ и ЕГРИП; 
  • сведения об имуществе, которое выступает предметом сделки; 
  • сведения о предстоящих изменениях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Взаимодействие контрагента с регистраторами:

  • заявления на госрегистрацию изменений; 
  • сведения о фактах деятельности компании; 
  • адреса массовой регистрации.

Финансовое состояние контрагента:

  • бухгалтерскую отчётность; 
  • долги по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам; 
  • судебные дела; 
  • исполнительные производства; 
  • реестр недобросовестных поставщиков; 
  • сведения о банкротстве.

Руководители и участники:

  • «массовость» руководителей и участников; 
  • информацию о дисквалифицированных лицах; 
  • сведения о номинальных руководителях; 
  • паспорт руководителя.

Узнать информацию из этих источников можно бесплатно. Сложность в том, что нет единого бесплатного сервиса, где можно получить всю необходимую информацию. Поэтому сведения о каждом контрагенте придётся собирать из разных источников.

Сервис «Прозрачный бизнес»

С помощью сервиса «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС сможете проверить финансовое состояние потенциального контрагента, узнать о долгах компании и о налоговых нарушениях контрагента.

Сервис «Прозрачный бизнес» позволяет узнать:

  • долги контрагента по налогам, пеням и штрафам; 
  • налоговые правонарушения и ответственность за них, в том числе общий размер штрафов; 
  • специальные налоговые режимы, которые применяет контрагент; 
  • участие компании в консолидированной группе налогоплательщиков; 
  • среднесписочную численность работников компании за предыдущий год; 
  • доходы и расходы по бухгалтерской отчётности за предыдущий год; 
  • сумму уплаченных за год налогов и сборов.

В «Прозрачном бизнесе» — информация из других реестров и сервисов ФНС:

  • ЕГРЮЛ; 
  • реестра дисквалифицированных лиц; 
  • реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; 
  • реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний; 
  • реестра налогоплательщиков об иностранных организациях.

Также можно узнать о многократном участии физического лица в организациях, об адресах массовой регистрации.

Для получения информации введите:

  • ИНН; 
  • ОГРН; 
  • название компании или адрес; 
  • ФИО либо ИНН физического лица.

С кем рискованно заключать договор

1. Отказывают в представлении документов, ссылаясь на статус коммерческой тайны. Определённые сведенияне относятся к закрытой информации и не подлежат утаиванию. Например, данные о численности сотрудников, списки сотрудников, действующих от имени организации или лицензии на продукцию.

2. Нехватка ресурсов. Налоговики посчитают сделку фиктивной, если у компании мало ресурсов для работы. Это особенно важно для участников госзакупок.

3. Попадают под критерии выездных проверок. Перед проверкой, налоговики оценивают компании согласно приказа ФНС России от 30.05.07 No ММ-3-06/333@. Если в налоговой отчётности есть такие показателям, как зарплата ниже средней по отрасли, низкая налоговая нагрузка, невысокая рентабельность, то это признак проблемного клиента.

4. Регистрация меньше года. Компании-однодневки часто создают для определённого договора и налоговики любят начинать проверку на добросовестность контрагента с них. Поэтому, если вы собираете документы на новичка, то придирчиво оцените его благонадёжность. Найдёте признаки недобросовестного партнёра? Тогда, эффективнее разорвать договор.

Ответственность за непроверку

Налоговая не может оштрафовать компанию только за то, что вы не проверили контрагента. Проблемы возникают, когда инспекторы подозревают, что вы заключили договор с фирмой-прослойкой. В таком случае они оценивают, насколько осмотрительно вы выбирали контрагента. Если не убедите инспекторов, что действовали добросовестно, компании доначислят налоги, пени и штраф — 20 или 40 процентов от неуплаченных налогов.

Штраф 40 % взыщут, если нарушение посчитают умышленным уклонением от налогов (п. 2 ст. 110, п. 3 ст. 122 НК).

Обычно нарушение считают умышленным, когда вы и контрагент искусственно создавали условия для уменьшения налогов. Например, оформили документы о сделке, но в действительности сделку не исполнили.

При этом сама по себе подконтрольность между вами и контрагентом — это не основание доначислять налоги и штрафовать. Инспекторам нужно доказать именно намерение уменьшить налоги (письмо ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Штраф 20 % взыщут за неумышленное нарушение (п. 1 ст. 122 НК).


Источник  www.business.ru  Источник фото  www.pexels.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza