Разбор, как составить договор с самозанятым, что нужно учитывать, чтобы не получить штрафы от налоговой, и каких формулировок лучше избегать.
Выясняла и рассказала автор статей «Банки.ру» Аделя Рахматуллина.
Самозанятый работает сам на себя или продаёт товары собственного, не нанимая работников.
Самозанятыми могут стать только граждане РФ и резиденты стран ЕАЭС — Армении, Казахстана, Белоруссии и Киргизии. Иностранцы всю свою деятельность должны вести на территории России.
Суммарный заработок самозанятого не должен превышать 2,4 млн ₽ в год.
Самозанятые платят налог на профессиональный доход с фиксированной ставкой: 4 % при сотрудничестве с физлицами и 6 % при сотрудничестве с ИП и организациями. Из этой суммы 37 % идёт в Фонд обязательного медицинского страхования и 63 % — в бюджет субъекта, в котором самозанятый зарегистрировал деятельность.
Самозанятому не нужно заниматься подсчётом налогов: это делается автоматически при внесении сведений о заработке в приложение «Мой налог». Налог лучше оплатить до 25 числа следующего месяца, иначе будет расти пеня.
Любой уже официально трудоустроенный человек может оформить самозанятость, и наоборот: закон это не запрещает. Самозанятость чаще всего и является прибавкой к основному доходу, так что проблем с налоговой не возникнет.
Это, например, удобно, когда вы сдаёте недвижимость в аренду. Зарплату вы получаете на работе, и ваш работодатель выступает вашим налоговым агентом по этому заработку. С дополнительного дохода вы можете уплачивать налог как самозанятый, чтобы не пришлось в конце года сдавать декларацию и высчитывать дополнительный НДФЛ.
Для работы с заказчиком самозанятому прежде всего понадобится чек. Он легко оформляется в приложении «Мой налог» в один клик. Так вы сообщаете ФНС, сколько вы заработали, после этого будет рассчитан налог. Заказчики-юрлица прикладывают чек к отчётности как подтверждение уплаты налогов по договору.
Как правило, между заказчиком и исполнителем-самозанятым оформляется договор — компании нужно проводить платежи, за которые нужно отчитываться в налоговой. К тому же это упрощает работу: все знают, какие за кем прописаны обязательства. Договор также защитит права сторон в суде.
Но заключать его необязательно. Самозанятые могут работать по оферте — например, на ярмарках или в аккаунтах в соцсетях.
Некоторые работодатели пытались схитрить и перевели своих сотрудников на самозанятость — экономия фонда оплаты труда от этого около 30 %. Однако налоговая и трудовая инспекция могут выявить такую схему и признать самозанятого как наёмного сотрудника.
- резкое уменьшение сотрудников в штате;
- регулярные платежи самозанятым с фиксированным значением;
- компания — единственный заказчик у самозанятого;
- самозанятые соблюдают трудовой распорядок — рабочий график, дресс-код и так далее.
Даже если сотрудник сам уволится и зарегистрируется как самозанятый, компания не сможет воспользоваться его услугами в течение двух лет после увольнения.
Самозанятые имеют право сотрудничать с любыми видами организаций: ИП, ООО, физлицами, даже с другими самозанятыми и так далее.
- продавать товары, произведённые кем-то другим;
- продавать товары под акцизом и те, что подлежат обязательной маркировке;
- работать по агентским договорам, а также по договорам комиссии и поручения;
- заниматься добычей полезных ископаемых;
- сдавать в аренду нежилую недвижимость.
Для работы с самозанятым составляется стандартный договор гражданско-правового характера.
- подряда; возмездного оказания услуг;
- авторского заказа;
- хранения;
- перевозки и так далее.
Договор ГПХ не должен иметь признаки трудового договора во избежание проблем в налоговой. Не забудьте прописать в обязанностях необходимость предоставлять чеки после оплаты и безотлагательно сообщать об утрате своего статуса.
Заключать договор можно как на разовые услуги, например установку освещения в офисе, так и на объёмные задачи вроде организации нескольких праздников. Просто нужно будет указать в документе предмет соглашения, объём, стоимость работ или услуг, сроки и порядок их выполнения, ответственность сторон.
При работе с самозанятым прежде всего нужно проверить его статус и регистрацию в налоговой. Справка о постановке на учёт оформляется в приложении «Мой налог», поэтому её самозанятый может предоставить оперативно. По ИНН через сервис налоговой также можно проверить регистрацию исполнителя. Для перестраховки статус проверяется перед каждым перечислением денег.
Основным условием договора является тот факт, что исполнителем работ выступает самозанятый. Это непременно нужно указать в документах, чтобы заказчику не пришлось платить НДФЛ и страховые взносы за исполнителя.
Стороны могут заключить смешанный договор — когда один документ содержит элементы разных соглашений.
Расчёта с самозанятыми можно сделать наличными, переводом на личную банковскую карту, по выставленному счёту и даже почтовым переводом. Сразу после оплаты самозанятый должен передать чек. Без наличия чека отчитаться перед налоговой будет сложно.
Если самозанятый не предоставляет чеки, на него можно пожаловаться в налоговую. После проверки его обяжут передать чеки. Если они не были сформированы, плательщика НПД оштрафуют.
Во избежание споров компания составляет акт приёмки работ: это необязательная процедура, но она облегчает учёт расходов и понадобится при возникновении споров. Составлять подобный акт можно как угодно часто: принимать работу можно частично, разбивая её на интеграции, а можно при полном исполнении обязанностей.
Возможные трудности нужно предусмотреть в договоре: срыв сроков поставки, неуведомление заказчика о потере статуса самозанятого и так далее.
Так как закон не предусматривает сроков заключения договора, его можно заключить на день, месяц или год. Лучше прописать чёткие сроки по предоставлению услуги.
Расторжение договора может происходить в одностороннем порядке через суд или по соглашению сторон. В данном случае расторгающая сторона будет обязана возместить другой стороне понесённые расходы.
Если же решение о расторжении является обоюдным, можно оформить письменное соглашение о расторжении.
Приложение — это дополнение к договору, в котором можно указать уточнения к работе или некоторым условиям договора. Оно не может изменять условия документа. Приложение может содержать точное техническое задание, перечень произведённой продукции с указанием её цены и так далее.
В заглавии приложения всегда должны быть указаны точная дата заключения договора и его номер. Этот документ составляется в произвольной форме.
Какие закрывающие документы самозанятый предоставляет после заключения договора
Самый главный документ — это чек. Он формируется сразу после получения оплаты и направляется заказчику.
Подписание актов — это уже индивидуальная инициатива, не носящая обязательного характера, но они нужны для внутренней бухгалтерии.
Также самозанятый может выставить заказчику счёт. Он не обязан это делать, но может на договорных условиях с заказчиком.
Подписать договор с самозанятым удалённо можно, обменявшись подписанными отсканированными документами по электронной почте. Не лишним будет прописать в договоре дополнительный пункт о том, что стороны признают юридическую силу отсканированного документа наравне с бумажным вариантом. Также укажите электронные адреса для обмена документацией.
Договорами можно обменяться по обычной почте. Ещё есть вариант подписать договор с помощью электронной подписи, если таковая имеется (этот способ тоже стоит прописать в договоре).
Для аннулирования чека есть только два законных основания: при возврате денег заказчику или при вводе неверных данных. Чек аннулируется в приложении «Мой налог». Если необходимо поменять данные в чеке, первый чек нужно будет аннулировать и создать новый с правильной информацией: возможности редактировать уже оформленный чек не предусмотрено.
В законе не прописаны сроки, в которые можно аннулировать чек: то есть это можно сделать с любым чеком за весь период деятельности самозанятого.
Если самозанятый не сообщил об аннулировании чека заказчику, последний не обязан нести за это ответственность. Наличия старого чека при возникновении спора будет достаточно. А вот самозанятый в случае аннулирования чека будет обязан сообщить об этом заказчику и предоставить ему новый чек либо вернуть деньги.
Налоговая может аннулировать статус самозанятого по нескольким причинам, но в основном это происходит, если самозанятый превысил лимит годового дохода. В случае с выплатой, поступившей уже на счёт физлица с аннулированным статусом, заказчик будет обязан заплатить такой же налог, как при работе с физлицом, — выступить в качестве налогового агента по НДФЛ и страховым взносам.
По этой причине нужно тщательно отслеживать статус исполнителя перед каждым перечислением денег. Если же оплата прошла хотя бы за сутки до дня аннулирования, работа попадает под режим НПД.
Да, на исполнение одной и той же услуги можно нанять двух самозанятых, но есть условия. Исполнители не должны между собой работать по договору простого товарищества — это когда два ИП «скидываются» прибылью, чтобы больше зарабатывать.
В случае найма двух самозанятых для оказания одной и той же услуги с каждым из них составляется отдельный договор.