Главная Новости отрасли Продавцы пожаловались в ФАС на политику маркетплейсов

Продавцы пожаловались в ФАС на политику маркетплейсов

24.06.2022 в 10.36 369Просмотров: 369 0Комментариев: 0
Принудительные акции

 

Продавцы маркетплейсов попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить разработанный интернет-площадками механизм проведения распродаж.

В письме «Опоры России» в ФАС поступила просьба разъяснить допустимость проведения маркетплейсами акций распродаж с учётом антимонопольного законодательства. Сейчас интернет-площадки фактически понуждают продавцов участвовать в своих акциях. Однако закон о защите конкуренции запрещает координацию экономической деятельности, если она приводит к установлению или поддержанию скидок, говорится в обращении. В ФАС подтвердили СМИ получение письма, пообещав рассмотреть его.

В качестве меры понуждения в «Опоре России» назвали увеличение комиссии за работу на площадках до 10 % для продавцов, которые отказываются участвовать в распродажах и предоставлять скидки за свой счёт.

Такой политики придерживается Wildberries, снижая комиссию (её средний размер 12 %), для участников акции, привёл пример CEO goOMNI Ефим Алдухов. По идее, продолжил он, маркетплейсы должны компенсировать продавцам часть потерь в период скидок, чего зачастую не происходит.

С этим сталкиваются и производители продуктов питания, что ущемляет права поставщиков и негативно сказывается на экономике продаж через онлайн-канал. 
Дмитрий Леонов, зампред правления Руспродсоюза

Политика маркетплейсов, пояснил Ефим Алдухов, не позволяет предпринимателям увеличивать цены. При расчёте рекомендованной скидки Wildberries часто использует среднюю стоимость товара за предыдущий месяц.

В Wildberries говорят, что продавцы сами принимают решение об участии в акциях и сами устанавливают цены на товары. Платформа берёт на себя растущие затраты на доставку, хранение, рекламу.

В «Яндекс Маркете» и Ozon заявили, что никаких ограничений сервис не устанавливает.

Ефим Алдухов подтвердил, что политика других маркетплейсов мягче, но давление одного игрока косвенно влияет на других.

Если цены продавца на Ozon будут выше, чем на других площадках, более чем на 15–20 %, он рискует лишиться, например, премиальных товаров, что приведёт в целом к снижению продаж маркетплейса на 20–30 %.
Ефим Алдухов, CEO goOMNI

Сотрудничество с интернет-площадками важно для продавцов: по данным Infoline, в 2021 году они сформировали 3,4 % оборота всего российского рынка розничной торговли, это сопоставимо с показателем ярмарок и рынков — 4,6 %. Кстати, оборот онлайн-торговли в РФ, по данным Data Insight, достиг 4,1 трлн ₽.

Отдельные игроки сегмента не занимают доминирующего положения, но могут выступать иногда критически значимым каналом продаж, отметил управляющий партнёр Kulik & Partners Law. Economics Ярослав Кулик. Он обратил внимание на то, что «пятый антимонопольный пакет», положения которого затрагивают, в частности, работу интернет-площадок, до сих пор не принят. По его словам, подписанные на прошлой неделе «Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров» не имеют под собой нормативной базы и стали компромиссом.

Если маркетплейс требует устанавливать скидки, то площадка непосредственно влияет на цены, констатировал управляющий партнёр «Иккерт и партнёры» Павел Иккерт. Такие действия, по его мнению, могут быть приравнены к созданию вертикального картеля. Поэтому появляются основания привлечь его участников и координатора к ответственности. Участие в картеле предполагает оборотный штраф в размере 1–15 % выручки, полученной в результате продажи товаров с нарушением, напомнил он. Но эксперт обратил внимание, что требования маркетплейсов участвовать в акциях вряд ли формализованы.

Скорее всего, это выглядит как добровольное решение продавца.
Павел Иккерт, «Иккерт и партнёры»

Партнёр BGP Litigation Ирина Акимова сообщила, что для квалификации действий в качестве нарушения ФАС ещё необходимо это доказать. Причём сделать это может быть непросто.

У маркетплейсов могут быть свои аргументы, например, обеспечение доступности товаров для потребителей в условиях роста цен.
Ирина Акимова, партнёр BGP Litigation

Признаки антимонопольного нарушения:

  • доминирующее положение маркетплейса; 
  • факт предложения невыгодных для контрагента условий; 
  • контрагент возражал против условий, указывая на невыгодность.

Накануне в ФАС сообщили, что начнут следить за работой маркетплейсов.

 
Источник  www.kommersant.ru  Источник фото  www.pexels.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza