Падение рубля заставляет МСП балансировать между собственной доходностью и доступными ценами, считает Аскар Рахимбердиев, CEO облачного сервиса «МойСклад», эксперт по малому и среднему бизнесу.
Первая фаза кризиса будет самой острой: пока турбулентность на рынке не прекратится, не остановится падение рубля.
• кто-то взвинтил цены в два-три раза, боясь сложностей и не зная новых закупочных цен;
• другие стараются всеми силами удержать цену и ищут поставщиков внутри страны или в ближнем зарубежье;
• кто-то затаривает склады;
• кто-то спешно распродает остатки;
• кто-то затаился и ждёт.
Вторая фаза — привыкание, выравнивание кривой падения спроса и стабилизация валюты.
«Мы увидим серьёзную трансформацию рынка. По моим прогнозам, офлайн-розница станет снова популярнее онлайна, так как в условиях, когда каждая копейка на счету, доставка может оказаться непозволительной роскошью. Дефицит товаров понизит рентабельность онлайна, в особенности маркетплейсов, так как именно широкий ассортимент позволял им быть популярными и удерживать низкую цену. Крупный ритейл, особенно формат гипермаркетов, тоже станет неактуален, а магазины у дома, наоборот, будут востребованы», — предрёк Аскар Рахимбердиев.
Эксперт полагает, что около 25 % компаний малого бизнеса не смогут справиться с этим кризисом. Пострадают сильнее те, кто больше завязан на импорте, и те, чьи товары более сложные и дорогие. Труднее всего придется высокотехнологичным компаниям. Но те, кто продает или производит товары повседневного спроса, останутся на рынке.
Несмотря на сложности, у малого бизнеса всё же появилось окно возможностей, ведь сейчас кому-то нужно заполнять пустующие полки и площади, восполнять дефицит. Роль МСБ в экономике будет расти, считает Рахимбердиев.
• Уход зарубежных брендов освободит нишу для МСБ, так как потребности в быстрой еде, одежде, товарах для дома и недорогой мебели, товарах для ремонта никуда не денутся.
• Возможно, освободившиеся крупные площади торговых центров займут коллаборации дизайнеров, которые будут выставлять свою продукцию совместно, производя товары для масс-маркета.
• После ухода Ikea покупатель будет рассматривать другие варианты и, возможно, маркетплейсы, на которых он пока активно заказывает другие товары, но не мебель.
• В отличие от крупных компаний, среди небольшого бизнеса есть производства, которые никак не завязаны на импорт, — вот они будут находиться в самом выигрышном положении.
• Скоро на рынке появятся дорогие и контрафактные товары, это будет новая ниша для МСБ.
• Некоторые предприниматели активно начнут регистрировать компании в странах СНГ, чтобы не иметь проблем с приёмом платежей и оплатой товаров с зарубежными странами.
Автор заключил, что для замещения крупных зарубежных брендов отечественными нужна серьёзная господдержка.
• льготы на аренду площадей в ТЦ;
• беспроцентные кредиты или займы с минимальной ставкой;
• отмена проверок;
• списание каких-то предыдущих долгов;
• снижение налоговой нагрузки;
• отмена или перенос обязательной маркировки;
• мораторий на штрафы за отсутствие маркировки;
• необходима свобода торговли: ярмарки, рынки, мобильная торговля, возвращение ларьков или палаток.
«Сегодня доля небольших компаний в ВВП составляет около 20 %, тогда как в США — 50 %, в ЕС — 72 %, а в Японии — 78 %. Очевидно, что многое будет зависеть от государственных мер поддержки, но МСБ сейчас будет выступать драйвером торговли и производства, пытаясь замещать ушедшие с рынка западные компании», — пишет Аскар Рахимбердиев.