Перед онлайн-ретейлом в смысле регулирования встала угроза уподобиться офлайн-магазинам.
К чему пришли площадки электронной коммерции в результате бурного развития, проанализировали журналисты издания «Коммерсантъ».
Когда уходящие из РФ западные бренды стали распродавать остатки на местных маркетплейсах, а некоторые полностью переключились на онлайн — это стимулировало покупки в интернете, дополнив рост, который стартовал с началом пандемии.
Маркетплейсы привлекали всё больше продавцов и начали конкурировать по количеству пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Только за последний год общее число селлеров Wildberries и Ozon выросло на 85 %, достигнув в марте 2023-го 541 тыс., подсчитали в Moneyplace.
По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), с маркетплейсами уже так или иначе связаны 1,2 млн предпринимателей. По данным Franshiza.ru, по итогам 2022 года спрос на франшизы ПВЗ увеличился на 23 %.
Стремительное масштабирование бизнеса не прошло безболезненно. Селлеров и ранее не устраивали частые изменения оферты, то есть условия сотрудничества, включая размер комиссии, отметил гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» Алексей Кожевников. Параметры могли меняться несколько раз в месяц.
Другая серьёзная претензия селлеров — понуждение продавцов к участию в распродажах. Однако больше всего продавцы недовольны штрафами без предупреждения.
Чем выше обороты у селлеров, тем больше и выручка онлайн-площадок, чей размер комиссии может доходить до 20–35 % от стоимости товаров. Но маркетплейсы исходно не опасались того, что продавцы постоят за свои интересы, поэтому вели себя соответственно. Однако обращения контрагентов маркетплейсов в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и профильные министерства дали свои плоды.
Так в электронной коммерции установили принципы саморегулирования. Сейчас их основой на рынке считают подписанные в 2022 году «Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров». А ещё при Минпромторге появилась комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что с момента создания в августе 2022 года она рассмотрела около 1 тыс. жалоб от продавцов. Но участников рынка эта система не удовлетворила.
Саморегулирование основано на добровольном принципе, который зачастую одна из сторон не соблюдает.
Алексей Кожевников, гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий»
Причём это не влечёт каких-либо санкций, добавил адвокат Forward Legal Евгений Зубков.
Сами маркетплейсы настаивают, что саморегулирование — эффективный инструмент и хорош при спорах с ПВЗ.
Но его эффектность никто не гарантирует, подчеркнул директор Института конкурентной политики и регулирования рынков Олег Москвитин. Поэтому, считает он, возможность проводить проверки властями лучше сохранить.
В ФАС уже предложили ещё раз изучить вопрос, чтобы снять мораторий на антимонопольные проверки всех организаций в области информационных технологий, то есть и маркетплейсов в том числе. По мнению регулятора, снятие моратория позволит защитить права всех участников рынка, в том числе малого, среднего бизнеса, а также потребителей. Снять ограничения — не значит ужесточить меры, о чём часто заявляют онлайн-площадки. Это означает вернуться к обычному режиму регулирования отрасли, когда ведомство проводит проверки по своей инициативе, уточнил Олег Москвитин.
В ФАС отметили, что необходимость регулировать офлайн-торговлю в своё время возникла, когда разногласия между участниками рынка решить за счёт саморегулирования уже не удавалось. Так что в ведомстве допускают, что придётся ввести стандарты на законодательном уровне.
Между тем недовольство работой маркетплейсов проявляют не только операторы ПВЗ и продавцы, но и покупатели. Роспотребнадзор в 2022 году получил 48 тыс. жалоб от покупателей — это на 29,7 % больше год к году.
- реализации подделок и контрафакта;
- комиссии за возврат в ПВЗ;
- недостоверного описания товара в виде улучшенных фото, завышенных характеристик и так далее;
- отказа признать недостатки товаров;
- срока рассмотрения претензий;
- комиссии за оплату банковской картой;
- манипулирования стоимостью доставки.
Часть вопросов в отношениях розничных сетей и их контрагентов регулируются принятым в 2010 году законом о торговле, а также утверждёнными в 2016 году поправками к документу. Это позволило ограничить общий размер выплат, взимаемых ретейлом с поставщиков, до 5 % от цены товара. Сумма должна включать затраты на рекламные, маркетинговые, логистические и другие услуги, а также премию за объём закупки. Кроме того, сократили сроки оплаты товаров поставщикам с 10–45 дней до 8–30 дней в зависимости от длительности хранения продукции.
Торговым сетям запрещено занимать более 25 % продовольственного рынка на определённой территории. А государство получило право устанавливать максимальные цены на отдельные виды социально значимых товаров на три месяца при условии роста цен на них более чем на 30 % в течение 30 дней на территории одного региона.
И всё равно сложности между офлайн-ретейлерами и поставщиками продуктов сохраняются.
- обязательное подтверждение заказа поставщиком;
- сокращение сроков оплаты поставленных заказов;
- согласование изменения цен;
- снижение остаточного срока годности при приёмке продукции сетью.
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов уточнил, что принципы работы офлайн-ретейлеров и маркетплейсов сильно различаются. Последние работают по модели 3P, получая комиссию при реализации товара, а не выкупая его у продавцов.
Алексей Кожевников как специфику электронной коммерции выделил принципы возврата товаров. Сейчас, прекратив сотрудничество с площадками, селлеры ждут возврата своих товаров по полгода, а то и дольше. Сюда же можно отнести вопросы логистики, в частности, нарушения габаритов.
СЕО школы селлеров «Меркатус» Лео Шевченко назвал проблемой вопросы материальной ответственности и порчи товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе. Ещё один момент — обратная связь с маркетплейсами.
Алексей Кожевников перечислил способы законодательного регулирования рынка маркетплейсов.
- прописать в рамках пятого антимонопольного пакета;
- внести в закон о торговле;
- утвердить в качестве правил недискриминационного доступа, по аналогии с действующими сегодня в электроэнергетике.