Главная Новости отрасли Семь способов сделать договор понятным

Семь способов сделать договор понятным

25.10.2022 в 17.19 279Просмотров: 279 0Комментариев: 0
Для скорости и ясности

 

Понятный договор — путь к быстрому согласованию и хорошим отношениям с партнёром по бизнесу.

Юрист, основатель «Рунетлекса», Павел Мищенко рассказал, чем помогает понятный договор и как его упростить.

Простой или понятный договор

Цена запутанного договора — недели задержки оплаты.

Когда речь о договоре, «простой» и «понятный» — это разные вещи. Не каждый договор должен быть простым, но каждый договор должен быть понятным.

Понятный договор — договор с логичной структурой, без повторяющихся пунктов и лишних слов. Юрист и клиент быстрее согласовывают понятный договор, в нём меньше ошибок, и меньше риска не понять важные условия.

Есть разные приёмы сделать договор понятным, они зависят от сделки и от того, кто будет читать договор.

Логичная структура

У договора должна быть чёткая структура, иначе его будет сложно прочитать. Лучше всего в начале писать основные условия, а потом менее важные.

Чтобы договор читался легко, пишем:

  • в начале номер и название договора, стороны;
  • затем основные условия — предмет, порядок исполнения, права и обязанности сторон, оплата и т. д.;
  • после этого пишем про сроки, ответственность и т. д.;
  • в конце указываем наименее значимые условия: форс-мажоры, рассмотрение споров, заключительные положения и т. д.

Все условия расположены в хронологическом порядке. Сначала пишем о стоимости услуг, потом об оплате. Сначала говорим о согласовании порядка оплаты, потом уточняем моменты о расходах и какой день считать датой оплаты.

Чем проще, тем лучше

По возможности используем прямой порядок слов, а вместо пассивного залога — активный.

Сложно: «О необходимости оказания услуг и/или выполнения работ по Договору Исполнитель извещается Заказчиком».

Просто: «Заказчик извещает Исполнителя о необходимости оказания услуг или выполнения работ».

Используем как можно меньше лишних слов, которые не добавляют смысла.

Сложно: «Настоящим Стороны признают, что определённая часть информации, которая передаётся Сторонами друг другу для оказания услуг и/или выполнения работ по Договору, является конфиденциальной информацией и/или информацией, составляющей коммерческую тайну Сторон».

Просто: «Стороны признают часть передаваемой друг другу информации конфиденциальной или составляющей коммерческую тайну».

Дробим большие куски текста на кусочки поменьше:

3. Права и обязанности сторон

3.1. Исполнитель обязуется:

3.1.1. ...

3.2. Исполнитель вправе:

3.2.1. ...

3.3. Заказчик обязуется… и так далее.

Если все условия написать в кучу или вообще перемешать, то разобраться, кто кому что должен, будет сложно.

Перекрёстные ссылки на пункты

Есть договоры, где в одном пункте — ссылки на другие. Когда слишком много цифр, нужно возвращаться в другие пункты, чтобы понять суть.

Договор с перекрёстными ссылками трудно понять. Чтобы уловить смысл, придётся пролистать весь договор, отметить нужный пункт, потом вернуться к тому, что уже читал, и так несколько раз.

Ссылки повышают риск ошибки в договоре. Например, пункт 9.1 ссылается на пункт 5.7. Заказчик попросил его убрать, теперь пункта 5.7 нет, а ссылка осталась. Хорошо, если ссылку надо удалить из одного пункта, а если из десяти, легко ошибиться.

Совет — не использовать перекрёстные ссылки. Чтобы избавиться от них, вытаскиваем смысл пунктов и переписываем.

«Стороны договорились, что...»

Пункты договора могут начинаться с фраз: «Стороны договорились, что [сроки поставки нельзя изменить]» и «Исполнитель соглашается с тем, что [исполнитель за свой счёт оплачивает доступ к программе]».

Фразы могут быть в договоре где угодно: в разделе «Предмет», «Обязанности исполнителя», «Штрафы».

Это бессмысленные фразы. Подпись на договоре показывает, что все условия согласованы участниками договора, поэтому нет нужды ещё раз говорить об этом. Исполнитель подписал договор, по которому он платит за программу, — должен заплатить.

Приписка «договорились» или «соглашается» появляется, когда один из участников договора темнит и пытается нарушить закон. Расчёт на то, что написанное казённым и официальным языком — якобы требование законодательства.

Цитаты из законов

Ещё одна боль договоров — цитаты из законов. Кажется, есть такая мысль: я расшифрую термин, и читателю станет понятнее. Это иллюзия: цитаты часто бесполезны, только увеличивают объём и усложняют текст.

Иногда стоит процитировать закон, но для этого нужна причина. И всё равно лучше не цитировать буквально, а рассказать о процессе. Так сторонам договора понятнее, как использовать договор.

Реквизиты в начале договора

Нет закона, который требует, какие сведения писать в начале. Главное — чтобы из договора было понятно, кто с кем подписывает договор. Для этого необязательно все реквизиты писать в начале договора.

Совету — разделить сведения на две части: в начале договора — название компании, всё остальное — в конец. Так клиент не будет путаться в цифрах и датах и быстрее перейдёт к условиям договора.

«Стороны» — прописными буквами

Часто пишут так: «ЗАКАЗЧИК и ИСПОЛНИТЕЛЬ должны уведомлять друг друга о смене реквизитов» или «ПРОДАВЕЦ обязан оплатить ПОКУПАТЕЛЮ комплекс работ».

Писать названия сторон прописными буквами — плохая идея. Кажется, что это какая-то важная информация, взгляд цепляется за слова, а там обычные «заказчик» и «исполнитель». При этом действительно важные сведения пропускаешь.

Эксперт предлагает не использовать прописные буквы для сторон договора, никогда.


Источник  clc.to  Источник фото  www.pexels.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza