Посещаемость торговых центров (ТЦ) в Москве и Санкт-Петербурге из-за кризиса и ухода с рынка международных брендов продолжает уменьшаться: трафик ниже на 14–18 % по сравнению с 2021 годом. Арендаторы не проявляют особой активности, поэтому собственникам торгцентров приходится предоставлять скидки. Оживления рынка консультанты ждут не раньше августа.
Майские праздники не привели к заметному росту трафика в ТЦ. По оценкам Focus Technologies, 30 апреля—3 мая показатель Mall Index, который отражает посещаемость на 1 тыс. кв. м торговых площадей, в Москве оказался на 18 % ниже аналогичного периода прошлого года и на 24 % ниже, чем в 2019 году. В Санкт-Петербурге падение составило 14 % и 21 % соответственно.
По словам руководителя направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаила Васильева, спад активности останется на сопоставимом уровне.
Замруководителя направления «Торговые центры» компании «Магазин магазинов» Александра Ромашина обращает внимание на то, что в мае–июле посещаемость ТЦ всегда демонстрирует сезонное снижение. Эксперт ждёт роста не раньше августа, в период подготовки к возвращению детей в школу.
Пока, по её словам, собственники и управляющие торгцентрами зачастую вынуждены предоставлять скидки и льготные условия. Исключения — арендаторы, столкнувшиеся с минимальными потерями в трафике, добавила Александра Ромашина.
Директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина отмечает, что основной спад посещаемости приходится на крупные ТЦ — небольшие объекты почти не заметили негативного эффекта за счёт традиционно невысокой доли международных брендов в структуре арендаторов.
Остановка развития и закрытие магазинов западных брендов в меньшей степени затронули рынок стрит-ретейла. По подсчётам коммерческого директора R4S Group Ирины Буренко, они занимали не более 5 % всех площадей. Это подтверждают данные CORE.XP: уровень вакантных площадей на улицах Москвы по итогам первого квартала составил 14 %, увеличившись на 0,7 процентного пункта относительно аналогичного периода прошлого года.
Тем не менее Ирина Буренко говорит о снижении темпа заполняемости существующих вакантных площадей. Хотя о массовых скидках речи пока не идёт: по её словам, только 7,5 % арендаторов из пула компании сейчас платят со скидкой. Во второй половине года, по прогнозам эксперта, вакантность в топовых локациях будет минимальной.
В CORE.XP отмечают, что в условиях в целом низкого спроса многие собственники сейчас готовы идти на уступки потенциальным арендаторам в процессе переговоров.
Объём сделок на рынке офисной недвижимости Москвы во втором квартале, по прогнозам директора департамента офисной недвижимости Knight Frank Марии Зиминой, будет минимальным: арендаторы находятся в выжидательной позиции. Сейчас активнее сдаются в субаренду помещения площадью 500–1000 кв. м.
Согласно оценкам Knight Frank, в Москве сдаются в субаренду 152 тыс. кв. м офисной недвижимости, 22 % из них в «Москва-Сити». Но это предложение пустующим формально не считается.
В Санкт-Петербурге, по словам гендиректора Knight Frank St Petersburg Константина Лосюкова, клиенты также занимают выжидательную позицию: спросом также пользуются готовые к заезду небольшие помещения в 300-500 кв. м. В целом, по прогнозам эксперта, объём арендных сделок в этом году может оказаться на 30–40 % ниже прошлогоднего, достигнув 50–60 тыс. кв. м.
Пока мы не наблюдаем демпинга со стороны арендодателей, у которых освободились здания или крупные блоки, вакантные площади появились по рыночным ценам.
Алёна Бердиган, директор департамента офисной недвижимости Maris
Эксперт не исключает, что в перспективе заявленные цены снизятся, если освободившиеся площади надолго останутся без арендаторов.