В России всё больше молодых людей открывают своё дело. В 2024 году число индивидуальных предпринимателей и самозанятых в возрасте до 25 лет достигло 2,7 миллиона. За шесть лет действия национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства их количество увеличилось в шесть раз. Это связано не только с активной помощью государства, но и с освобождением рыночных ниш, а также с потребностью в импортозамещении. Молодые люди создают ИТ-бизнес, свои бренды одежды и даже производство оборудования. Интересные выводы, по мнению «Сегмента.ру», о том, как эти показатели отличаются от других стран и может ли это привести к дефициту кадров сообщают «Известия».
Число ИП и самозанятых младше 25 лет в первом полугодии 2024 года достигло 2,7 млн человек, увеличившись в шесть раз с 2019 года. Данные следуют из доклада Минэка о состоянии МСП, подводившего итоги нацпроекта. Это внушительно на фоне общего числа ИП и самозанятых в России (4,2 млн и более 11 млн).
Власти активно поддерживают МСП, включая молодых предпринимателей. С 2022 года ввели гранты в 500 тыс. рублей (для Арктической зоны — до 1 млн) и другие меры поддержки, включая льготное кредитование.
Александр Исаевич, гендиректор Корпорации МСП подчеркнул, что молодые люди смелее в принятии решений о начале своего дела, они не боятся ошибок и получения опыта. Запустить бизнес в России становится проще и молодёжь привлекает удобство налогообложения, особенно онлайн-режим для самозанятых.
Вузы также поддерживают молодых бизнесменов: с 2020 года действует проект «Стартап как диплом», позволяющий студентам запускать своё дело вместо традиционного диплома. Деловые объединения развивают программы профориентации и стартап-идей.
Ковидные ограничения стали катализатором для развития молодёжного предпринимательства. Юноши и девушки, оставаясь дома, запускали бизнес в интернете: маркетинг, консалтинг, торговля на маркетплейсах. После ухода западных игроков ниши заполняют отечественные производители.
Чаще всего молодые предприниматели работают в торговле, транспортировке, строительстве, обрабатывающем производстве, развивают профессиональную, научную и техническую деятельность, резюмировал генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. Популярны также услуги в сфере digital-маркетинга и создании контента.
Причина роста числа самозанятых и ИП в этом возрасте — дефицит кадров. Подростки оформляют самозанятость, чтобы платить налог по более низкой ставке.
Количество самозанятых до 18 лет в 2023 году увеличилось до 150 тыс. человек, что в полтора раза больше, чем в 2022 году.
Наталья Громова, основатель компании «HR-перезагрузка», уточняет, что молодые предприниматели выбирают информационные технологии, креативные индустрии, фитнес и здоровый образ жизни.
Эксперты отмечают, что развитие молодёжного предпринимательства создаёт новые продукты и услуги, повышает производительность труда и помогает эффективнее использовать трудовые ресурсы. Самозанятые быстрее адаптируются к изменениям на рынке, что делает экономику более устойчивой. Вовлечённость молодёжи в предпринимательские инициативы отстаёт от уровня в ЕС и США из-за высокой стоимости финансирования и монополизации отраслевых рынков.
Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г.В. Плеханова отмечает, что увеличение числа ИП и самозанятых до 25 лет меняет структуру отраслей, так как молодёжь ведёт активность в ИТ-сфере и интернет-торговле.
Для привлечения молодых людей на завод организациям нужно повышать привлекательность труда, полагает Андрей Бархота. Это может быть повышение переменной части оплаты труда, гибридный график и поддержка инициатив работников. При этом, эксперт ожидает замедления роста числа ИП и самозанятых в ближайшие годы.
Молодым везде у нас дорога, особенно в нынешних реалиях на рынке труда. Молодёжь во все времена генерировала новые идеи, создавала инновации, поэтому необходимо поддерживать молодых специалистов как в традиционных отраслях, так и в предпринимательстве.
Источник: iz.ru
Фото: ru.freepik.com