Главная Для души и ума Будущее в тени матрешки

Будущее в тени матрешки

07.03.2013 в 16.39 2391Просмотров: 2391 0Комментариев: 0
Национальные образы в дизайне: позитивно, но примитивно

Компания «Формула Сочи» объявила конкурс на разработку символа Гран-при России. Итоги будут оглашены в ближайшее время, но одним из фаворитов считается опубликованный недавно в СМИ логотип, изображающий расписанную под хохлому красную матрешку в шлеме гонщика. Будет ли принят данный вариант, не столь важно, главное, что направление «заказа» вполне очевидно. И оно подтверждается другими мероприятиями, например символом Всемирных игр боевых искусств-2013, которым стали Маша и Медведь из одноименного мультсериала.

Обращение в официальной символике к национальным образам происходит уже не в первый раз. В 2011 году спортивным брендом национальной олимпийской сборной стал медведь в цветах российского триколора. Шаг достаточно смелый, учитывая всю негативность этого образа, уже несколько столетий ассоциирующийся в мире с Россией. Да и матрешка в негативном ключе уже использовалась, например, в кампании Amnesty International о нарушениях прав человека в России в 2010 году, обыгрывалась в рекламных постерах Музея коммунизма в Праге.

Интересно, что возможный логотип Гран-при России сразу же вызвал неоднозначную реакцию не только из-за дизайна, но и из-за самого символа, который будет представлять Россию. Как обычно в вопросах национальной идентичности, столкнулись два полярных мнения; далеко не все считают «традиционные» образы положительными и уместными. Но в таком случае, являются ли матрешки, медведи и прочие архетипы и мультипликационные персонажи уж настолько «типичными» и чего в них больше, исторической правды или мифотворчества (причем такого, которое отталкивает часть общества)?

Национальные образы использовались в повседневной дизайн-практике эпизодически и не всегда положительно. Само словосочетание «национальный дизайн» не закрепилось ни в официальном, ни в общественном языке, чиновники же боятся слово «дизайн» едва ли не больше, чем слова «национальный». Но и дальше делать вид, что проблемы нет, все труднее, тем более что без аутентичной символики в рамках международных и внутрироссийских событий обойтись нельзя. В конце концов, фирменный стиль Олимпиады в Сочи 2014 года, разработанный и представленный в 2011 году Bosco di ciliegi, построен на традиционных национальных орнаментах.

Культурное и историческое наследие действительно интересно дизайнерам. Так, студия «Дизайн Депо» представила проект опорных столбов линий электропередач в том же Сочи, расписанных в стилистике народно-прикладного творчества. Основанный в 2010 году проект Ru.branding превращает старинные русские росписи в дизайн для грузовиков, спортивных объектов и предметов быта. Недавно дизайн-студия Arbeits Kollektiv разработала логотип фестиваля «Пешком на Масленицу» в виде птицы Сирина из традиционных народных рисунков XVIII века и шрифт «Масленица» на основе техники вышивки крестом.

Перечисленные работы помимо использования элементов национальных росписей и образов объединяет объект применения, а именно городская среда и техническая инфраструктура, для которых дизайнеры адаптируют исторический и этнографический материал, превращая его в современные паттерны и графические решения. Поэтому, в отличие от матрешки, они не вызывают негативного восприятия, (возможно, потому что дизайн этих проектов лучше и убедительнее). Тем не менее, все они носят фрагментарный характер.

Серьезного обсуждения национальной символики нет, а значит, нет и стратегии, в рамках которой она получала бы развитие. Идентичность не предопределена, мы сами создаем ее и влияем на нее. Без образов будущего культурное наследие станет в лучшем случае сувениром, а в худшем – политическим симулякром или фарсом. Специфическое лубочное сознание вполне позитивно (как, например, вполне забавен логотип Маши и Медведя), но оно предельно примитивно, именно поэтому созданные на его основе образы нежизнеспособны. Но может быть обществу, которое почти ничего не производит (в том числе машины, на которых проходят гонки), не проектирует и не исследует, только и остается, что играть в матрешки и смотреть мультфильмы?

Павел Родькин, "Московские новости"

Нравится
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza