Главная Сувенирная жизнь Как быть не уволенным в кризис: советы профессионалов

Как быть не уволенным в кризис: советы профессионалов

04.02.2015 в 11.44 883Просмотров: 883 0Комментариев: 0
В российских компаниях уже начались увольнения. The Village узнал у HR-специалистов, как не оказаться на улице первыми.


Георгий Чернов, ведущий специалист по подбору персонала рекрутингового портала Superjob.ru:

В отличие от прошлого кризиса компании сейчас сокращают специалистов весьма обдуманно и резких движений стараются не делать. Например, востребованные IT-специалисты вообще могут рассчитывать на индексацию зарплаты. В зоне риска находятся работники, задействованные в непрофильных для бизнеса направлениях, специалисты гуманитарной сферы и специалисты, чьи функции в компании дублируются.

Если вы классный программист или продажник, бояться вам точно нечего. Если нет, самое время продемонстрировать компании лучшее среди коллег соотношение по параметру «эффективность — лояльность». Компании сейчас заинтересованы в сотрудниках, которые дают хорошие результаты, не создадут в ближайшее время рисков в плане своего ухода к конкурентам и не посеют панику в коллективе. И то и другое — это прямые убытки для бизнеса.

Один из вариантов подстраховки (если позволяет структура фирмы) — взять на себя некоторые смежные обязанности. При прочих равных всегда выберут того, кто решает две задачи, а не одну. Нелишним будет использовать текущую ситуацию как мотиватор: если последнее время работа не вызывала у вас былого энтузиазма, представьте, что завтра придётся искать другую. Представили? А теперь вперёд — работать!


Дарья Супрунова, руководитель по HR и коммуникациям Knight Frank PM:

Первое и главное — не бояться увольнения, не впадать в стрессовое состояние ожидания этого, не транслировать такой настрой вовне, не иметь с ним ничего общего. Люди прекрасно чувствуют тех, кто занял позицию жертвы. А это она и есть. Заражаясь вирусом «о боже, меня уволят», вы начинаете менять своё поведение, сами того не замечая, и менять в сторону ухудшения рабочих показателей.

Второе: сотрудник должен приносить конкретную и понятную пользу направлению компетенции и работодателю в целом. Он должен сесть и проложить в голове причинно-следственную цепочку из того, как и на что итогово в компании влияют его действия, что будет плохого, если он вдруг перестанет их выполнять. Далее он должен по собственной инициативе (если её нет с другой стороны) проговорить с руководителем, какие показатели и направления для компании приоритетны в ближайший квартал и полгода, и с учётом цепочки влияния приоритизировать собственные действия и активности.

Третье: нужно в режиме онлайн и прозрачно для руководителя вести список задач: что в работе, что сделано, стоит на очереди, в перспективе. Если у вас руководитель среднего или низшего звена и он сам сидит в ожидании и позиции жертвы — ни в коем случае не перенимать этот настрой, а, наоборот, транслировать свой.

Четвёртое: нужно быть максимально самоорганизованным, структурированным, смекалистым и ёмким во всех активностях — в переписке, на летучках и так далее. Всё, что от вас исходит, должно быть аргументированным, с чётким планом действий, поправкой на условия жизни и с учётом микроклимата компании. В условиях сжатия рынка руководство часто ищет сотрудников, которых временно можно перевести на непрофильные для них направления, сохранив их ресурс и не тратя время на поиск нового. Вы должны быть таким сотрудником. Не казаться, а быть.

Марина Ничипоренко, старший консультант рекрутинговой компании Wyser:

В период кризиса основная задача для всех компаний — быть максимально эффективными, и в это время все задумываются об оптимизации как бизнес-процессов, так и штатного расписания.

Стоит заметить, что в данный момент не происходит массовых сокращений, как это было в предыдущие кризисные годы, например в 1998-м и 2008-м, но, безусловно, компании задумываются над оптимизацией и могут сокращать некоторое количество персонала.

Первыми будут выброшены за борт излишние и дублирующие функции, лишь косвенно влияющие на бизнес. Чтобы не попасть в их число, важно понять, чем вы уникальны как специалист, и предложить это компании. Например, если вы тридцать пятый бухгалтер на одном участке, то, скорее всего, вы в зоне риска. Для того чтобы остаться, необходимо делать свою работу лучше всех, демонстрировать заинтересованность в своей работе, лояльность к своей компании, идти на компромиссы и уметь расставлять приоритеты. Часто функции уволенных сотрудников перекладывают на других сотрудников, поэтому важно постоянно улучшать свою квалификацию, повышать знания и навыки. Те, кто работает для развлечения и не готов принимать условия компании в новых реалиях, находятся в зоне риска в первую очередь.

В случае если всё же вас коснулось массовое сокращение, то не стоит поддаваться панике, конфликтовать с руководителем, потому что ваша репутация на рынке гораздо дороже и, возможно, именно у него запросит рекомендацию ваш будущий работодатель.

Карина Анфилофьева, старший консультант практики «Медиа, реклама и индустрия развлечений» Odgers Berndtson:

Чтобы оставаться ценным для компании, необходимо значительно увеличить продуктивность. Работодатели будут держаться за ответственных, исполнительных, дисциплинированных профессионалов, на которых можно положиться в непростые времена. Очень ценными будут специалисты, умеющие находить нестандартные решения, применять новые подходы, а также способные увидеть возможности и реализовать их с минимальными затратами.

Очевидно, что сотрудники, выступающие в роли деструкторов, которые критикуют любые инициативы, будут, наоборот, терять свои позиции в компаниях. Сотрудникам сейчас нужно найти свою нишу, тщательно оценить свои сильные стороны и конкурентные преимущества, определить ключевые компетенции. Понять, какие задачи в данный момент наиболее актуальны для компании, и решиться взять на себя дополнительную ответственность за те или иные участки бизнеса.

Те, кто привык использовать свой потенциал на 50–70 %, пострадают первыми. Текущее состояние рынка требует повышенной работоспособности и эффективности. Не стоит думать, что это некий краткосрочный период, когда необходима мобилизация усилий. Чтобы оставаться востребованным, приходится пересматривать своё отношение к работе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так как именно такую вовлечённость, активность и отдачу требует новый рынок труда.

Анна Донская, куратор направления оценки персонала компании «СКБ Контур»:

Безусловно, ввиду снижения прибыли и сокращения производственных мощностей риск попасть под сокращение штата увеличивается. Как же сохранить своё рабочее место? На самом деле ответ прост: после драки кулаками не машут. Если работодатель уже задумывается о том, чтобы расстаться с вами, следовательно, ваша эффективность стоит под сомнением. И как бы прискорбно это ни звучало, необходимо было доказывать свой профессионализм, результативность и работоспособность раньше.

Ценных сотрудников (прошу прощения за тавтологию) ценят и удерживают даже в кризисный период. Принимая решение о том, с кем распрощаться, а кого сохранить, руководители руководствуются разными критериями: кто-то субъективными (например, личные отношения с подчинённым), кто-то — формальными (возраст, уровень должности, стаж работы). Ключевым же фактором принятия решения являются показатели результативности работы сотрудника. Причём анализ результатов и их динамики осуществляется за последние год-два.

Поэтому я советую работать на опережение. Как писал Максим Батырев в своей книге, «всегда помните: однажды вас уволят».

Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia:

Если вы не хотите оказаться в числе уволенных, прежде всего выясните, что происходит в компании. Соберите информацию, не верьте слухам и не доверяйте слепо своему начальнику. Заметить первые признаки того, что что-то идёт не так, можно по поведению вашего руководителя: если ваш босс часто отсутствует из-за незапланированных встреч, значит, перемены могут быть не за горами.

Если вы работаете на позиции, которая не приносит прямой прибыли компании (то есть вы не заняты в продажах и напрямую не содействуете им), проявите инициативу и попробуйте взять на себя дополнительные проекты, не требуя за это повышения заработной платы.

Занимайтесь нетворкингом внутри компании: если вашего начальника уволят, на его место придёт новый, который может привести за собой и новую команду, тогда у вас могут возникнуть проблемы. Вот почему важно, чтобы у вас в компании были и другие сторонники, которые смогут поддержать вашу кандидатуру, если потребуется. Убедитесь, что не только ваш начальник знает, что вы делаете свою работу хорошо.

Задайте себе вопрос: что произойдёт, если завтра я заболею и уйду на больничный на целый месяц? Если компания сможет жить всё это время без вашего вклада в работу, тогда, чтобы избежать увольнения, у вас остаётся последний вариант… Задумайтесь: может быть, пора заводить детей?


The Village

Retailer.ru

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza