Главная Сувенирная жизнь Оружие, которому не скажешь «Прощай!»

Оружие, которому не скажешь «Прощай!»

07.06.2013 в 17.17 2301Просмотров: 2301 0Комментариев: 0

В 1929 году Эрнест Хемингуэй написал роман «Прощай, оружие!» Эта история доказала, что даже на войне живет любовь. А сегодня почти весь мир влюблен в марку, которая почти 150 лет выпускает армейские ножи: из атрибута солдата и офицера они стали образцом стиля и утонченности даже среди бизнесменов.

Карл Эльзенер, основавший фабрику Victorinox, родился в швейцарской области Швиц. Его мать Виктория растила 20 детей, а на пропитание семья зарабатывала за счет шляпного бизнеса – фабрики и магазина. С первых дней было ясно, что семейный бизнес перейдет к старшему брату Доминику, и Карл поставил себе цель стать лучшим мастером по изготовлению ножей в Швейцарии.

Чтобы освоить мастерство, он путешествовал по Франции и Германии и учится у лучших умельцев Европы. В канун своего 25 дня рождения Карл Эльзенер вернулся в Швейцарию и в местечке Ибах в январе 1884 года открыл мастерскую по изготовлению, ремонту и заточке ножей.

В конце XIX века Швейцария была аграрной страной без собственного производства, и даже снаряжение для армии закупалось в Германии. Чтобы развивать бизнес в родной стране, Карл решает объединить своих коллег-ремесленников, создав Ассоциацию швейцарских мастеров-ножовщиков, которая должна была защищать интересы отечественных производителей. Первым проектом стало снабжение вооруженных сил складными солдатскими ножами. К делу подключились около 25 мастеров, которые за образец взяли немецкую модель с деревянной ручкой, большим лезвием, отверткой, консервным ножом и шилом. Но в итоге Ассоциация во главе с Карлом Эльзенером проиграла конкурентную гонку по цене – почти кустарное швейцарское производство не могло соперничать с германской промышленностью. Через год мастера решили бросить затею, и только семейная поддержка спасла Карла от разорения.

Но опыт пошел Эльзенеру на пользу: он решил ориентироваться на более широкую аудиторию и начал экспериментировать, добавляя в конструкцию складного ножа новые инструменты. Так появились ножи «Студенческий», «Кадетский», «Фермерский», а в 1897 году была запатентована легендарная модель № 205 – «Офицерский спортивный нож». Его конструкция почти не изменилась и по сей день: 6 инструментов, две пружины и гладкая рукоять. Армейские чиновники встретили новинку холодно, и ножи стали покупать простые офицеры по собственной инициативе – его удобство было неоспоримо. А Карл не останавливался и продолжал дорабатывать прототип, так кроме маленького лезвия и штопора появились пила по дереву и ножницы.

В 1893 году у Карла появился конкурент: заказы от армии начала получать мастерская Paul Boechat & Cie, которую сейчас знают под именем Wenger. Если производство Эльзенера находилось в немецкоговорящем кантоне в городе Швиц, то Wenger действовал во франкоговорящем городе Кортеле в долине Делемон. Казалось бы, избежать противостояния было невозможно, но в 1908 году правительство обязало обоих на все ножи ставить одинаковое клеймо – государственный «крест на щите». Таким образом разница для потребителей, нож какой марки они используют, исчезла.

Любопытно, что с тех пор обе компании претендовали на звание законодателей моды на швейцарские армейские ножи, только Victorinox называл свои изделия original, то есть «настоящие», а Wenger использовал эпитет genuine – «истинные».

В 1909 году умерла мать Карла. В ее честь он называет фирму Victoria. В 1923 году Эльзенер внедрил в производство применение нержавеющей стали и добавил к названию окончание inox от французского inoxidable – нержавеющий. С тех пор производство и носит имя Victorinox.

В XX веке производство активно перенимало новые технологии. В 1931 году компания Brown Boveri строит для Victorinox первый в мире полностью электрифицированный завод по закалке стали. После Второй мировой войны ножи разошлись по миру, и Victorinox начала осваивать новые области, пополняя ассортимент не только армейскими моделями, но и ножами для гражданских нужд. К 1980 году завод и складские службы занимали площадь более 27 000 м2. Штат из 730 сотрудников обеспечивал продажи на 65 млн швейцарских франков.

С 1992 году Victorinox открывает свои подразделения по всему миру – в Японии, Мексике, Бразилии, Польше, Китае, Вьетнаме и Чили. В 1999 году для развития бренда компания начала выпускать продукцию для путешественников. Отдельно была построена часовая фабрика Victorinox Watch SA в Бонфоле, Швейцария, которая в 2007 году перенесена в Поррантрюи.

В 2005 году закончилась история конкуренции с фабрикой Wenger. Victorinox приобрел активы предприятия и стал единственным производителем настоящих швейцарских армейских ножей.

Сейчас под брендом Victorinox объединено пять направлений: ножи, карманные инструменты, часы, товары для путешествий и одежда. На предприятиях по производству ножей работает около около 1 000 человек, и 10% мощностей отведено на контроль качества и тестирование каждого изделия. Ежедневно компания выпускает более 70 тысяч ножей, 90% из них идут на экспорт. И хотя армейский нож остается в своем базовом понимании оружием, Victorinox вряд ли кто-то скажет «Прощай!»

Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza