Главная Сувенирная жизнь Первые нобелевские лауреаты получали «временные» медали. Несколько фактов из прошлого и настоящего Нобелевских медалей и дипломов

Первые нобелевские лауреаты получали «временные» медали. Несколько фактов из прошлого и настоящего Нобелевских медалей и дипломов

06.10.2006 в 12.17 7625Просмотров: 7625 0Комментариев: 0

В Швеции и Норвегии продолжаются нобелевские недели. Каждый лауреат знаменитой премии, помимо чека на 10 млн. шведских крон, получит диплом и медаль. И это не просто символические знаки, но полноценные произведения искусства, имеющие свою историю и традиции. О некоторых фактах из прошлого и настоящего нобелевской атрибутики мы предлагаем Вам узнать из нашего перевода статей шведского автора Биргитты Леммель.

По уставу Нобелевского фонда, утвержденному шведским парламентом 29 июня 1900 года, «каждому лауреату Нобелевской премии должны вручаться: чек на получение премии, диплом и золотая медаль, с изображением завещателя и соответствующей надписью».

Изображения для медалей за достижения в области физики, химии, физиологии, медицины и литературы были созданы шведским скульптором и гравером Эриком Линдбергом, а для медалей лауреатов премии мира – норвежским скульптором Густавом Вигеландом. Медаль лауреатам премии, учрежденной Шведским Центральным банком (Sveriges Riksbank) за достижения в экономике и посвященной памяти Альфреда Нобеля ( учреждена в 1968 году в связи с 300-летним юбилеем банка Sveriges Riksbank), была разработана Гунвором Свенсон-Лундквистом.

Лицевая сторона всех трех «шведских» медалей (за достижения в области физики и химии, физиологии и медицины и литературы) одинакова – на ней изображен портрет Альфреда Нобеля, и латинскими цифрами выгравированы даты его жизни: NAT-MDCCC XXXIII OB- MDCCC XCVI. На медалях за достижениях в области мира и экономики также изображен основатель премии, но выглядит он несколько иначе. Основная надпись на оборотной стороне трех «шведских» медалей передает цитату из «Энеиды» "Inventas vitam juvat excoluisse per artes", что значит "Тем, кто жизнь земную улучшал, приобретая мастерство». Сюжет же меняется в зависимости от того, за какие заслуги присуждается награда. На медали за достижения в области мира написано: "Pro pace et fraternitate gentium" (за мир и братство), а на медали за достижения в области экономики цитаты на оборотной стороне вообще отсутствуют.

Вплоть до 1980 г «шведские» медали, а каждая из них весила примерно по 200 г и имела 66 мм в диаметре, делались из 23 карата золота. Позже их стали чеканить из 18 карат, так называемого «зеленого золота» (сплав желтого золота и белого серебра) и покрывать 24 карата золотом.

«Шведские» медали отливаются на шведском монетном дворе Myntverket в Эскилстуне, а медаль лауреатам премии мира – на королевском монетном дворе в норвежском Кенгсберге.

Внешний облик Нобелевских медалей не менялся с 1902 года. Почему не с 1901, когда была вручена первая премия? Дело в том, что в начале 1901 года молодой и талантливый шведский скульптор и гравер Эрик Линдберг (позже профессор Эрик Линдберг) был удостоен чести получить заказ на изготовление трех «шведских» нобелевских медалей. В то же время норвежскому скульптору Густаву Вигеланду поручили разработать норвежскую медаль – за достижения в области мира. Рельеф на оборотной стороне шведских медалей не был утвержден ко времени проведения первой церемонии награждения в 1901 г., и как следует из переписки Эрика Линдберга с его отцом профессором Адольфом Линдбергом, каждый из лауреатов 1901 года получил "временную медаль" – медаль с изображением Альфреда Нобеля , отлитую из неблагородного металла - в качестве памятного сувенира. "Настоящие" же медали были готовы лишь к сентябрю 1902 года.

Причиной задержки стали долгие процедуры утверждения символических изображений для оборотной стороны медалей. Линдбергу, который в 1901-1902 гг жил в Париже и там же работал над нобелевскими медалями, даже пришлось приехать в Стокгольм, чтобы лично принять участие в обсуждениях и ускорить процесс согласований.

Поскольку Густав Вигеланд, отвечавший за норвежские медали, был скульптором, Эрика Линдберга попросили отчеканить изображение для медали за достижения в области мира на основании уменьшенной копий изображения, созданного Вигеландом.

На всех «шведских» нобелевских медалях имена лауреатов выгравированы на оборотной стороне медали и хорошо видны, в то время как на медалях за достижения в области мира и за вклад в экономическую науку имена лауреатов гравируются на кромке медалей, где они менее заметны. Это обстоятельство однажды стало причиной курьезного недоразумения. В 1975 году в Стокгольме перепутали медали русского математика и экономиста Леонида Канторовича и американского экономиста Тьяллинга Купманса. А поскольку произошло это во времена холодной войны, дипломатам обеих стран пришлось 4 года трудиться над тем, чтобы медали обрели, наконец, своих настоящих хозяев.

Не менее драматично сложилась судьба медалей трех нобелевских лауреатов по физике, которые во время Второй мировой войны пытались спасти свои награды от нацистских войск. Речь о медалях двух немцев Макса фон Лауэ (1914) и Джеймса Франка (1925), а также датчанина Нильса Бора (1922). С 1933 года возглавляемый профессором Бором Институт Теоретической физики в Копенгагене был прибежищем немецких физиков-евреев. Макс фон Лауэ и Джеймс Франк отправили туда свои медали, чтобы уберечь их от конфискации немецкими властями. Как рассказывал впоследствии сотрудник института венгерский химик Георг де Хевеши (нобелевский лауреат по химии 1943 года), после вторжения немецких войск в Данию в апреле 1940 г, медали стали для Бора заботой номер один. В гитлеровской Германии высылать золото за пределы страны считалось практически смертельно наказуемым преступлением. А поскольку имена лауреатов были выгравированы на медалях, их обнаружение захватчиками, могло иметь очень серьезные последствия. «Я предложил зарыть медали в землю, но Бору эта идея не понравилась, поскольку их могли откопать. Тогда я предложил воспользоваться растворителем. И пока немецкие войска маршировали по улицам Копенгагена, я занимался тем, что растворял медали Лауэ и Джеймса Франка», - рассказывал де Хевеши. Фашисты провели тщательный обыск в институте Бора, но ничего не обнаружили. Между тем медали тихонько пережидали войну в растворе царской водки. После войны, золото было восстановлено, и фонд Нобеля вручил лауреатам новые медали. Де Хевеши ничего не говорит о медали самого Бора, но документы из архива датского ученого свидетельствуют о том, что его медаль, так же, как и медаль нобелевского лауреата 1920 года по медицине и физиологии Августа Крога, были к тому времени проданы с аукциона, состоявшегося 12 марта 1940 г., и полученные за них средства пожертвованы в пользу фонда освобождения Финляндии. Медали были приобретены неизвестным покупателем и преподнесены в дар Датскому историческому музею в Фредриксборге.

Что касается дипломов, их дизайн и оформление – забота тех научных институтов, которые присуждает премии в своей области. Шведская Королевская Академия наук отвечает за дипломы по физике и химии, а с 1968 года также за дипломы по экономике. Комиссия Королевского Каролинского медико-хирургического института – за дипломы по физиологии и медицине, Шведская Академия – по литературе, а Норвежский нобелевский комитет – за дипломы лауреатам премии мира.

Художественное оформление внутреннего разворота с годами меняется, но текст всегда составляется по одному образцу на шведском и норвежском языках соответственно. В «шведских» дипломах содержится один и тот же текст, в котором говорится, кому вручается премия, а также приводится цитата, поясняющая, за что присуждается награда. Норвежские же дипломы никогда не содержали цитат и пояснений.

С 1901 года в оформлении нобелевских дипломов Шведской Королевской Академии наук принимали участия многие художники. В этих дипломах практически каждый год присутствует какая-то общая тема – птицы, цветы, вазы, - и практически не бывает дизайна, разработанного персонально под лауреата.

В течение 1901-1964 гг., дипломы лауреатам премии по физиологии и медицине украшались теми или иными художественными изображениями, но в 1965 г. каллиграф Карл-Эрик Форсберг разработал новый, более лаконичный дизайн. Его вариант оформления представлял собой изображение нобелевской медали и красивый, каллиграфически написанный текст.

Шведская Академия, в свою очередь, всегда разрабатывает индивидуальные дипломы персонально для каждого лауреата.

Сегодня каждый нобелевский диплом – уникальное произведение искусства. Дипломы лауреатов премии по литературе изготавливаются из пергамента в технике, напоминающей ту, что использовалась книжными иллюстраторами в средние века, дипломы других лауреатов делаются из специальной бумаги ручной работы. Дипломы по физике имеют синий кожаный переплет, по химии, физиологии и медицине – красный, по экономике – коричневый, а по литературе – тот цвет, который выбирает художник. Фирменный переплет для «шведских дипломов» предоставляет переплетная мастерская Fälth & Hässler. В Норвегии за переплет до 1986 г. отвечала переплетная мастерская Refsum, а позднее ее сменила фирма Kjell-Roger Josefson. Каллиграфы разрабатывают специальные золотые монограммы для каждого лауреата, и эти монограммы украшают наружнюю часть переплета, а также коробочки, в которых хранятся дипломы. Размер у всех дипломов одинаковый 23 x 35 см.

Источник: «Cегмент»

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza