Главная Сувенирная жизнь Подарки, которые работают. И радуют.

Подарки, которые работают. И радуют.

22.11.2010 в 16.30 3409Просмотров: 3409 0Комментариев: 0
Деловой информационно-аналитический журнал «Островной дом» опубликовал материал о маркетинге подарков.




Деловой информационно-аналитический журнал «Островной дом» опубликовал материал о маркетинге подарков.


По данным ЕРРА (Европейской Ассоциации Промопродукции), в Европе promotional products как отрасль маркетинговых коммуникаций занимает третье место по объему - после ТВ и печатных СМИ.

Западные компании направляют на промопродукцию и бизнес-подарки больше средств, чем на рекламу на радио, в глянцевых журналах и в Интернете. Ежегодный оборот promotional products в Европе составляет в €15 млрд. Выбирая подарки как средство своей коммуникации с клиентами, участники рынка руководствуются и собственным многолетним опытом и результатами последних исследований: по данным EPPA, 82% получателей подарков берегут их и никому не передаривают, причем, 55 % хранят свои подарки более года, а 52% используют ежедневно. Как показывают различные опросы, полученный лично подарок запоминается больше, чем рекламный ролик и прочие средства рекламного воздействия. Можно предположить, что это происходит потому, что подарок так или иначе попадает в круг личных вещей человека. Простой пример: брелок для ключей. Ключами любой человек пользуется не менее двух раз в день, брелок же служит как минимум год... такой короткий путь к сердцам многих и многих клиентов.

Может, вы не умеете их готовить?

В США, например, в promotional products на одного человека тратится $ 80.

В России - $ 3. Чем объясняется такая разница? Ну, во-первых, на Западе promotional products существует давно, с пятидесятых годов прошлого века. И там эту статью считают вложениями в рекламу, а не дополнительными расходами. В России же отрасль появилась меньше чем 20 лет назад. И этим многое сказано.

Вторая причина - субъективная. «Стандартные подарки не работают. Вот мы тут на Новый год сварили варенье, разложили по баночкам (варианты: испекли пироги: раскрасили заготовки, изображающие символ года; сложили в посылочную коробку мандарины с нашими логотипами) - клиенты были в восторге. Очень оригинально получилось», - такие рассказы с теми же «оригинальными» примерами можно слышать сплошь и рядом.

Когда начинают говорить о стандартных подарках, обычно называют ручки, кружки, ежедневники, письменные приборы. На этом список заканчивается. Тут стоит сказать, что в современных каталогах подарков и промопродукции сейчас тысячи разнообразных предметов (например, в каталоге «Проекта 111» на 2010-2011 год - более 2 500 подарков). Но дело не только в предметах. Скорее, в идеях. В одной из дискуссий о подарках, развернувшейся на adlife.ru, Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров компании «Проект 111», написал: " ... вот рекламный щит: «Volkswagen Tiguan. Жжет». Смею предположить, что тот же самый текст, нанесенный на зажигалку, оказал бы дополнительное воздействие на восприятие потребителем свойств Tiguan«. Правильные слова - важная составляющая удачного подарка. Как, впрочем, и его качество и соответствие ценностям бренда. Отличными рекламоносителям могут быть и авторучки, и кружки, и, конечно, футболки, если их правильно использовать. Ведь, в конечном счете, они представляют собой поле для послания, которое компания хочет направить своим адресатам.

Компания «Проект 111», на примере которой можно изучать историю российского promotional products (17-летний опыт работы, едва ли не первый российский каталог подарков и промопродукции), взялась за позиционирование и продвижение отрасли. Для начала «Проект 111» предложил рынку термин «маркетинг подарков» как определение сферы деятельности и инструмента воздействия на целевую аудиторию, а затем выпустил два в одном: и каталог, и «Практическое пособие по маркетингу подарков», почти 700 страниц, таблицы с ситуациями дарения, задачи, более 10 чек-листов и более 30 кейсов.

Большинство кейсов было придумано отделом маркетинга «Проекта 111» (хотя за основу взяты типичные ситуации). Все события происходят в рамках многопрофильного холдинга «Умная голова», куда входят системный интегратор «Свежая голова», рекламное агентство «Светлая голова», компания «Кофейная голова», производитель бытовой химии «Хозяйственная голова» и многие другие компании. Этим компаниям, в частности, приходится выводить на рынок новые товары, продвигать старые, устраивать спортивные соревнования, пресс-конференции, акции на улицах и в магазинах, участвовать в выставках и заниматься привлечением новых клиентов.


Кейс из «Практического пособия по маркетингу подарков»


Защита инвестиций

Название компании: «Денежная голова»

Целевая аудитория: физические лица, потенциальные вкладчики

Цель коммуникации: донести до потенциальных клиентов мысль о том, что банк стремится защитить вложения

Банк «Денежная голова», начиная работу с физическими лицами, предложил вклады с привлекательными процентными ставками. Стояла задача быстро добиться узнаваемости бренда и закрепить в сознании целевой аудитории позиционирование «надежный крупный банк». Осеннюю рекламную активность, включавшую в себя размещение в печатных изданиях, Интернете и на радио, было решено дополнить элементами вирусного маркетинга. В течение двух ненастных осенних недель промоутеры работали в деловом центре города, раздавая всем прохожим, попавшим под дождь, зонты с нанесением «Банк „Денежная голова". Тотальная защита инвестиций».

Такой флеш-моб обеспечил большое число контактов с целевой аудиторией, создал дополнительные мобильные и долгоиграющие рекламоносители и стал темой для обсуждения в личных разговорах очевидцев и на городских Интернет-форумах.

Только начало

«Кейсы пока сырые, ведь выпуск „Практического пособия..." - это только первый опыт в маркетинге подарков», ─ говорят в «Проекте 111». Но все же материалы каталога наводят на размышления и, возможно, дают реальным компаниям идеи для планирования акций. Именно в этом и состоит цель предмета «маркетинг подарков» ─ помочь специалистам в области рекламы, маркетинга, PR и HR в решении задач по правильному и эффективному использованию подарков как элемента маркетинговой коммуникации.

Так что лед тронулся. Чтобы собрать имеющие место в действительности кейсы с использованием подарков, «Проект 111» объявил конкурс «Кейс-контроль». По условиям конкурса, все желающие могут прислать работы с описанием тех проектов, где важную роль сыграли подарки. Лучшие кейсы попадут в следующий каталог «Проекта». А еще «Проект 111» организовал маркетинговый кейс-клуб «Реактор». Нередко решение той или иной задачи, решаемой на заседании клуба, находят в сфере подарков как действенного элемента маркетинговой коммуникации.


Домашние заготовки


Кстати, о варенье в баночках. «А что если в баночку сложить „фруктовые" флешки?», - подумали в «Проекте 111». В авторской коллекции «Проекта 111», которая называется «Кузькина мать», есть USB-флеш-карты: «Банан», «Яблоко», «Груша», «Апельсин», «Слива». Их можно упаковать в стеклянную банку, приготовив варенье или компот по вкусу и в соответствии с корпоративными стандартами. А можно подарить и «свежие» фрукты. Такое фруктовое ассорти точно удивит и порадует получателей. А главное - его, в отличие от настоящего варенья, не съедят. Год назад «Проект 111» начал выпускать в консервной банке «Овощное рагу» на 16 Гб. Сценарий дарения предлагался такой: морковка - секретарю, перец - дизайнеру, кукуруза - бухгалтеру, огурец - менеджеру, а баклажан, овощ важный и солидный, - директору. Овощи пошли на ура.

Вообще флешки - не единственный, но постоянный источник вдохновения для разработчиков «Кузькиной матери». Ведь это один из наиболее популярных подарков, наряду с такими функциональными вещами как зонты, футболки, бейсболки и другие вещи из текстиля. Отдельное место в коллекции «Кузькина мать» занимают флеш-карты больших размеров (решение непривычное и остроумное). Таких подарков у «Проекта 111» много: «Счастливая подкова»; «Золотая рыбка», исполнительница желаний; «Золотой ключ» - готовая тема для строительных компаний. Есть еще флеш-карта «Информационная бомба», она хороша для тех, кто хочет сообщить рынку что-то новое («Проект 111», например, на этой флешке записал презентацию о «Маркетинге подарков» для журналистов).


Материализация послания


Разработки из «Кузькиной матери» (а их уже около 200) не раз удостаивались премий и призов на авторитетных конкурсах. В финал конкурса Red Apple в 2009 году вышел банный набор «Шашки наголо», в который входят две банных шапки-буденовки, две пивные кружки и сумка-трансформер. Одна сумка легко трансформируется в два банных коврика, кроме того, один из них является полем для игры в шашки (рекомендуемая игра - в «Чапаева»).  




 
В 2010 году в шорт-лист конкурса Red Apple вошли две работы из «Кузькиной матери»: ежедневник «Сладкая жизнь» и кружка «Кофечайная» (кружка отмечается не в первый раз, она уже входила в шорт-лист конкурса «Идея!»).  




 Кружка «Кофечайная» состоит из двух емкостей: меньшая - для кофе, большая - для чая. Ручка - общая. Такой подарок может нести столько разных идей и посланий. Маленькое дополнение - слоган - и вот уже кружка говорит о творческом подходе, или об универсальности компании, или об уникальности услуг. Транспортная компания «Транслайн» с помощью «Кофечайной» кружки сообщила своим клиентам, что между утренним кофе и вечерним чаем она успевает доставить 50 контейнеров.

 

   

А ежедневник «Сладкая жизнь», сделанный в форме плитки шоколада, безусловно создан для удовольствия. Слоган «Гормоны радости круглый год!» и написала на его страницах компания «Короли и капуста», специализирующаяся на организации праздников.

Такие подарки вряд ли кто-нибудь назовет стандартными. Каждый подарок - это новая идея, материализованное сообщение, а часто и готовый сценарий дарения. Неожиданный и удивительный. Но в любом случае, чтобы подарок получился, дарителю надо немножко подумать о том, что он хочет сказать своим адресатам, выбрать правильный предмет и написать на нем правильные слова. Так просто. Это, как говорит «Проект 111», и называется маркетингом подарков. Получается, если использовать подарки активно, как это делают европейские и американские компании, денег на рекламу можно тратить меньше, получая при этом высокую лояльность, постоянное присутствие в повседневной жизни клиента и его яркое эмоциональное отношение к бренду.


Галина Митина
«Островной дом»

 

Нравится
Эксклюзивные материалы и важнейшие интервью для портала Сувенир.Сегмент.Ру
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza