Главная Мнения Владимир Слуцкий, президент ГК «Оазис»: «Всегда лучше идти своим путем – на нем невозможно встретить конкурентов»

Владимир Слуцкий, президент ГК «Оазис»: «Всегда лучше идти своим путем – на нем невозможно встретить конкурентов»

13.11.2014 в 14.42 3714Просмотров: 3714 0Комментариев: 0
Крупнейшему российскому поставщику бизнес-сувениров – Группе Компаний «Оазис» – (до ребрендинга ГК «Круг») исполнилось 20 лет. Воспользовавшись таким идеальным поводом, я отправился в Москву, чтобы побеседовать с Владимиром Слуцким, бессменным Президентом компании, одним из ключевых игроков, идеологов и основателей сувенирного рынка России.

Владимир Слуцкий, Президент «ГК «Оазис»: «Вместо санкций наши европейские партнеры-поставщики, наоборот, проявляют к нам какую-то немыслимую доброту, не только не повышая цены, но даже снижая их. Не сговариваясь. Общий лейтмотив таков – вы были с нами столько лет, что теперь, когда вашей стране трудно, мы просто обязаны вам помочь».

Поскольку беседа наша длилась три часа, итоговое интервью мы сочли верным разбить на две части. Предлагаем вашему вниманию Часть I, условно посвященную прошлому компании «Круг». В этой неспешной беседе мы не ограничивались только тематикой сувенирного рынка. Владимир Юрьевич описал общую панораму всего происходящего и прошедшего в жизни отрасли, нашей страны и, конечно же, самой компании. А также он рассказал, почему же «Круг» стал «Оазисом».

– Владимир Юрьевич, поскольку компания перешагнула 20-летнюю отметку, хотелось бы задать вопрос совсем уж, как говорится, издалека. Группа Компаний недавно провела ребрендинг и теперь носит название «Оазис» (Oasis). А что вы вкладываете в эту метафору как бизнесмен, руководитель, как человек?

– У этого названия есть очень интересная история. Когда-то давно, когда я был профессиональным литератором, я руководил студией молодых профессиональных писателей, которая была организована на базе издательства «Молодая гвардия». Участники студии курировали большое количество отделов литературы в различных советских периодических изданиях, и одним из таких журналов был журнал «Турист», единственный в то время, который писал о путешествиях и туризме. Можно сказать, что это был прообраз глянцевых журналов. Так вот, руководство журнала «Турист» обратилось в нашу студию с просьбой сделать ребрендинг литературного раздела. Мы, обсудив с ребятами это предложение,  придумали, что раз журнал называется «Турист», то и назовем раздел литературы «Оазис». Но не сделаем его стандартным разделом литературы в конце любого тогдашнего профильного журнала, а разместим ровно в середине. Мысль была такая: человек читает профессиональные издания, доходит до середины журнала и отдыхает: рассказы, стихи, юмор. Отдохнув, он  продолжает читать  профессиональные статьи о путешествиях. Все рубрики нового раздела были привязаны к  теме оазиса.

Появление нового раздела в журнале  в те времена требовало обязательного утверждения на расширенной редколлегии. А в редколлегию всесоюзного журнала в обязательном порядке входил ответственный сотрудник отдела пропаганды ЦК КПСС. Редколлегии новый раздел очень понравился, но когда очередь дошла до партийного функционера, он грозно посмотрел на меня и сказал:

- Это что же получается, если раздел товарища Слуцкого называется «Оазис», то это он нам тонко намекает,  что остальное содержание журнала - пустыня.

Я такого и в мыслях не держал, но его стремление везде и всюду разоблачать идеологического врага восхищало. Редколлегии с трудом удалось защитить мою концепцию, и журнал «Турист» почти до перестройки выходил с литературным разделом «Оазис» в середине.

– А потом этот эпизод из вашей жизни трансформировался в бизнес-решение?

– Когда в начале 2000-х годов мы думали над названием каталога сувенирной продукции, мы решили использовать эту метафору с оазисом. Идеология была следующей: все, что содержится в каталоге – это оазис, а остальное, соответственно, – пустыня. То есть изначально подразумевалось, что наш каталог будет оазисом для сувенирного рынка, этаким глотком свежего воздуха, так как там была  представлена  авторская коллекция «Круга».

Хорошо, а что тогда в метафорическом смысле обозначало для вас слово «Круг»?

– Круг – это что-то очень гармоничное, законченное. В середине 90-х годов мы предложили рынку в качестве модели бизнеса философию законченности формы. Да, о нас заговорили сразу. Только и слышалось: люди нашего круга, расширить круг задач, в кругу друзей и т.д.….

– И не жалко попрощаться с таким словом вселенского масштаба как «Круг»?

– В наши времена очень сложно идти двумя направлениями. Нас многие знают именно по каталогам «Оазис», но при этом не знают, что «Оазис» - это продукт «Круга». Конечно, профессиональные компании знают и «Круг» и «Оазис». Но каталоги точно знают все.

– Как восприняли коллеги по рынку этот ребрендинг?

– В мире ежегодно проходят тысячи ребрендингов. А что делать: бизнес  - это всегда динамика. Что же касается коллег, то никаких критических замечаний по этому поводу я не слышал.

– К юбилею вы сделали буклет, который изображает 9 красивейших оазисов мира. Мне лично он очень понравился. А вы сами были хоть в одном из них?

– Я, наверное, «крейзи» на путешествиях. Мы тут подсчитали, и оказалось, что я был в 86 странах, а сын к 20 годам уже был в 65-ти. И мы действительно были почти во всех крупных оазисах. Хотя их, конечно, бесчисленное множество. Мы были только в наиболее интересных. Вообще, оазис – это территория, которая отличается от остальной окружающей местности, она имеет свой замкнутый микромир. Посреди пустыни могут расти пальмы, а на северном полюсе, в ледяном холоде, в прогалинах каким-то непостижимым образом  растет мох. Или на абсолютно голой скале, на одном из уступов появляется буйная растительность, а остальные уступы девственно чисты.

– А какой оазис запомнился больше всего?

– Мы несколько лет назад были в Тунисе. Именно там начинается всемирно известная пустыня Сахара. Мы наняли  местного араба-водителя и отправились на специальном пустынном джипе в путешествие по Сахаре. Через полтора часа мы попросили его включить радио. Он включил, а оттуда только шипение. «Какое может быть радио в пустыне?» – смеется водитель. Подъезжая к оазису мы вдруг заметили вдалеке здание вокзала. На перроне стоял скорый поезд.

-  А что, у Вас есть в пустыне есть железная дорога?  - поинтересовались мы у водителя.

- Откуда ей взяться, на сотни километров  вокруг только песок.

- Ну вон же вдалеке вокзал, поезд.

- А! Это мираж, я в прошлый раз в этом месте видел детскую площадку – качели, карусели и все такое.

- А до оазиса вы добрались?

- Конечно, это была наша цель. Когда днем при температуре +56°С нас увидели бедуины, их удивление было так велико, что они нам бесплатно предложили покататься на верблюдах. Мы согласились. На нас одели тяжелые ватные халаты и усадили на верблюдов. Верблюды медленно и размеренно пошли вверх к песчаной сопке, и здесь уже пришлось удивляться нам. Верблюды всегда на сопку поднимаются медленно, но вот достигнув вершины, вниз они бегут максимально резво. Так что скачки на верблюдах нам запомнились на всю жизнь, адреналина было хоть отбавляй.

– Владимир Юрьевич, приближаясь теперь уже к компании «Оазис», можете вспомнить какие-то курьезные случаи из истории компании? Не знаю, из Кремля позвонили с интересным предложением…

– За 20 лет с нами происходило много интересных и удивительных событий. Вот вы упомянули Кремль… Несколько лет назад к нам обратились сотрудники Управления Делами Аппарата Президента. Они сообщили, что наш каталог Оазис Эксклюзив очень понравился высокому руководству, поэтому они нам предлагают принять участие в конкурсе на выбор поставщика  подарочной продукции Президента России (в те далекие годы президентом был еще Путин). Мы согласились, и нам фельдъегерской почтой прислали положение о конкурсе. Согласно положению мы должны были предоставить около 40 документов, которые сканировали всю нашу жизнь за последние 10 лет, иметь в штате искусствоведа, а офис компании должен был находится внутри Садового кольца. На тот момент мы всем требованиям соответствовали (быстро взяли в штат искусствоведа).

- И что, вы стали поставщиком Кремля?

- Нет, к сожалению. Как нам объяснили, победила компания, которая специализировалась на народных промыслах. Но нас успокоили тем, что если им понадобится подарок иностранного производства, то они приобретут его исключительно у нас.

– Еще один вопрос из прошлого «Круга»: в середине 90-х «Круг» начал сразу как оптовый поставщик промо-продукции или прошел путь от работы в сегменте конечных заказчиков?

– Мы начинали как рекламное агентство почти полного цикла: у нас была наружка с самыми лучшими крышами в Москве, полиграфические услуги мы оказывали в третьей по рейтингу типографии в Германии. Кстати с этой типографией  очень интересно складывались отношения.  В середине 90-х в Москве почти не было высококлассных типографий. Мы решили заполнить эту нишу и начали выбирать типографию в Европе, где могли бы размещать московские заказы. Однажды мы договорились о встрече  с директором третьей по масштабу типографии в Германии. После долгих переговоров по телефону нам сказали, что с нами готов встретиться генеральный директор, но  у нас будет всего 5 минут. Мы встретились с директором, о чем-то поговорили и начали размещать на этом производстве заказы. Прошел год. Мы опять  приезжаем в Германию и снова идем в эту типографию. Заезжаем, а нам навстречу уже бежит директор, отталкивая охранника, и сам открывает сам ворота.  За год мы стали у него  якорным клиентом, потому что завалили типографию заказами настолько, что она была почти полностью наша. В прессе у нас тоже были достаточно сильные позиции, ведь до перестройки я активно работал в журналистике. Ну, а как гонорары упали, многие креативные журналисты ушли в рекламу.

– Время это давнее, если не покажется вопрос нескромным, скорее, из профессионального любопытства, а какие были гонорары до перестройки?

– Если у начинающего инженера зарплата была 120 рублей, у зрелого и опытного – 250 рублей, то директор НИИ получал около 500 рублей. В этот же период я получал гонорарами  в разных СМИ 1500-2000 советских рублей. Я также получал авторские отчисления, гонорары за выступления и так далее. Работа в литературе и журналистике  в СССР оплачивалась очень неплохо.

- А какие компании были в те годы вашими клиентами?

- Ну, например, нашим клиентом была компания Xerox, она выбирала из трех агентств – двух международных и Круга. Каждая из трех компаний должна была оценить две другие рекламные компании и дать свои рекомендации на будущее. Я выступал последним. И разнес их рекламную компанию в пух и прах, как потом выяснилось, это и понравилось. Мы были выбраны и стали генеральным  рекламным агентством  по обслуживанию компании Xerox в России и СНГ. Но уже через два года мы сами отказались от сотрудничества с ними.

– Да? Интересно, почему? Стоило ли отказываться от столь лакомого кусочка? Других-то могло и не быть…

– В какой-то момент мы поняли, что становимся персональным рекламным агентством одной компании. Но ведь у нас было много и других клиентов, а еще многие компании хотели к нам попасть на обслуживание, но получалось так, что у нас все сотрудники были заняты рекламой только одного Xerox.

Стало очевидно, что если через несколько лет они нас решат заменить, мы должны будем «с нуля» нарабатывать клиентскую базу. Да, Xerox был синицей в руках, но нам и от журавля не хотелось отказываться. Нам говорили: «Зачем уходить от  Xerox? Ну, увеличьте штат вдвое, втрое, и всех потянете!» Я отвечал, что могу штат увеличить втрое хоть за один день, но где я за один день найду профессиональных специалистов?

- А почему ваша компания сосредоточилась только на сувенирной продукции?

- Сувенирный сегмент был единственным, где все зависело только от тебя. Предлагаешь интересную коллекцию, и  у тебя успешный бизнес, коллекция банальная, скучная, и компания может  прекратить свою деятельность…

С уважением, Владимир Слуцкий

Продолжение читайте в ближайшее время.

Беседовал Дмитрий Мотыльков,

главный редактор «Сегмент.Ру»

 

 

 

 

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza