Предыдущую статью (28.01.13) мы закончили творческой сессией, и я надеюсь, что ее результатами читатель, сделавший домашнее задание, остался доволен. В итоге должен был возникнуть ряд вопросов, и появиться новое осмысленное ощущение момента творчества, внутренней концентрации (внешней отрешенности) и творческого ступора. Разбору особенностей творческой сессии посвящена вторая статья.
Начать хотелось бы с картины известного бельгийского художника Рене Магритта. Какую идею стремился донести автор, синтезируя эти предметы вместе? Каким новым смыслом наделил он свою работу? Вот что говорил сам Рене Магритт о картине «Каникулы Гегеля»: «… мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления – не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее)». Развивая, заложенную в картине идею, можно сказать, что эта картина о диалектике всего сущего, о множественности взглядов на проблему, себя, окружающий мир. Один взгляд, одна точка зрения приводит к узости мышления. Изменение «точки сборки» и выход за привычные границы мышления позволяют расширить «узкие монгольские глазки» и увидеть целую оранжерею будущих решений.
Картина ставит диалектический вопрос: а как относиться к воде? С одной стороны, ее нужно собирать, так как она полезна. С другой, от нее нужно защищаться. То есть отношение к воде определяется рассматриваемым контекстом: то, что бывает хорошо в одной ситуации, часто оказывается противоположным в другой. Для одних война – горе и разрушения, для других – возможность обогатиться и собрать редкую коллекцию произведений искусства. Не бывает только черного или белого, и чем шире взгляд, тем больше возможных путей. Проводя параллели, можно отметить, что сутью креативного мышления является умение выстраивать связи между различными, порой несовместимыми и даже абсурдными предметами физического и метафизического бытия, создавая на их основе прагматические решения. Главным принципом творческого мышления является синтез!
Синтез – это нарушение (разрушение) привычных границ восприятия с помощью комбинирования, противопоставления, совмещения, казалось бы, несовместимых вещей и создание новых рамок восприятия.
Нередко, глядя на результат творчества, восхищаешься умением автора так оригинально соединить разные предметы в единую идею конечного продукта. Так образ легендарной соковыжималки «Juicy Salif» родился спонтанно. Ее автор – французский дизайнер Филлип Старк – увидел идею соковыжималки в осьминоге, которого ел за обедом в кафе, где и сделал первый эскиз будущей иконы дизайна.
Уровни синтеза
Давайте проанализируем этапы творческой сессии и сопутствующие каждой из них особенности мышления. В предыдущей статье упоминалось о трех этапах и сокращающихся временных промежутках, выделяемых на каждый из них. Все более краткие промежутки обусловлены необходимостью «внешнего пинка», мотивирующего творца на максимальную «мыслеварительную» деятельность, концентрацию и собранность в течение отведенного времени, а также спецификой мышления, для которого характерны пики и провалы мыслительной активности во время творческой сессии. Каждый последующий пик по продолжительности меньше предыдущего. Если наблюдательный читатель вспомнит последнюю творческую сессию, то заметит, что для ее участников характеры «творческие волны», во время которых люди наперебой предлагают свои идеи или дополняют предложения коллег. Спустя некоторое время возникает затишье, и участники погружены в себя. Потом снова, кто-то предлагает идею, которая приводит к очередной «творческой волне».
Важно также упомянуть о переходе на каждом следующем этапе в новую зону, позволяющую творцу совершать более глубокое погружение (творческий нырок), в результате которого он стремится достигнуть «чистого креатива». Продолжительность времени и последовательность перехода из одной зоны в другую жестко не детерминированы, все зависит от тренированности и скорости мышления, но в целом, каждый творец быстрее или медленнее проходит этапы, описанного ниже алгоритма. Сложно придумать что-то сразу гениальное, для этого требуется ряд предшествующих сессий.
На первом этапе (туре) творческой сессии, продолжительность которой составляет 15 минут, мышление начинает с решений из поверхностной зоны знаний, предлагая трюизмы (банальности), очевидные варианты из зоны «оперативной памяти» и «библиотеки штампов». Одним словом, варианты, приходящие на ум в первую очередь. Исчерпав данную зону, мышление творца перемещается в «глубинную память», используя ее пространство (географическое, историческое, виртуально-сказочное) для выработки решений. Например, если выбранными предметами для творческой сессии являются пластиковый стаканчик и лист белой бумаги А4, то трюистическими вариантами идей станут стаканчик для лепки куличиков в песочнице, форма для нарезки теста, в которое завернут мясной фарш, чтобы приготовить пельмени. А переместившись в географическую зону, стаканчик наполнится мыльным раствором, лист свернется в трубочку и получится детское развлечение по пусканию мыльных пузырей.
Во время второго этапа мышление работает с мощнейшим инструментом – ряды. Ряд – это матричное умножение свойств предмета на пространство зоны знаний, включающее различные подзоны и разветвления. Уникальность ряда заключается в том, что он позволяет увидеть все нюансы решений за счет незначительного изменения каждого последующего варианта, вырабатываемого в рамках одного свойства предмета. Перебирая возможные варианты каждого свойства, можно получить десятки решений, а если перемножить одно свойство на другое, решений получится в десятки раз больше, так как умножение не линейное, а матричное. В качестве примера приведу выдержку из своей последней творческой сессии, посвященной выработке идей новогодних подарков 2014.
Когда матрица с перечисленными свойствами предметов построена, следующим этапом является перемножение, то есть выработка будущих вариантов подарочных решений. Первым «рядом» в таблице рассматриваются варианты «Традиционные поздравления» (удачи, счастья, успехов), каждое из которых наносится на подкову. В итоге получается три варианта подарков. Подразделом ряда «Традиционные поздравления» станут материалы изготовления (шоколад, PVC, пластик). Путем несложного перемножения ряда на подряд получается девять вариантов подарков. Варианты материалов, из которых можно сделать подарок, определяются исходя из собственных производственных возможностей или возможностей своих поставщиков. Если добавить еще одно свойство – «набор», – то можно дополнительно предложить подковы не только с одним, пусть и разным пожеланием, но и целый набор пожеланий. Например, набор елочных украшений из пластика, состоящий из четырех подков с разными пожеланиями. А ведь игрушки могут быть не только из пластика. Игрушек может быть больше или меньше четырех. Наносимые поздравления можно скомбинировать с профессиональными поздравлениями. Три обычных плюс одно профессиональное. И так далее.
Исчерпав один ряд и его подряды, переходим к перемножению «Профессиональные поздравления» на «Материалы изготовления», далее «Профессиональная айдентика» на «Материалы изготовления».
При желании можно перемножить «Профессиональную айдентику» и «Традиционные поздравления». Так по кругу на подкове можно написать «Удачи на дороге», а посередине изобразить автомобильное колесо. Исчерпав вышеперечисленные свойства предметов, расширяем зону знаний, добавляя в нее русскую тройку, сани, лошадку-качалку и другие элементы. При этом свойства предметов можно оставить прежними, дополнить новыми или заменить. Использование данного алгоритма позволит ежегодно предлагать рынку сотни оригинальных идей подарков.
Исчерпав ряды, мышление переходит к множителям или умножению «Все на все». Этот переход легко заметить, стоит внимательно понаблюдать за участниками творческого штурма. Глаза поднимаются, участник начинает что-то искать вокруг себя, часто сознательно всматривается в объекты, расположенные за окном, в надежде получить подсказку извне.
На данном этапе творческой сессии перемножаемые объекты, выбранные в начале творческой сессии, вместе или поодиночке прикладываются к внешнему миру с целью связать их с недостающим компонентом синтеза и получить новую идею продукта. Поиск необходимо начинать не с хаотичного блуждания по окружающему пространству глазами, а с выбора и фокусирования внимания одном объекте. Например, участник выбрал стену, которую видит в момент творческой сессии. Медленно сканируя ее глазами, он прикладывает выбранные предметы ко всему, что видит на стене (часы, полки, книги, картины, статуэтки), а также к самой стене, учитывая ее особенности в виде неровностей, углов, паутины, обоев, оставленных жирных пятен.
Все решения, вырабатываемые при использовании универсального приема творческого мышления – умножение одного объекта на другой во всем богатстве его свойств, являются резултатами синтеза, который лежит в основе многих мыслительных инструментов. Так в SWOT-анализе синтез позволяет вырабатывать огромное количество новых и оригинальных решений по всем четырем квадрантам. Для этого требуется декомпозиция объекта на множество составляющих и дисциплинированное матричное перемножение всех множеств между собой. Подробнее об этом будет рассказано в одной из следующих статей, посвященных креативному маркетингу.
На третьем этапе мышление переходит на уровень комбинаторики, где творец начинает изменять (резать, гнуть, мять, плавить, дробить, соединять между собой и так далее) компоненты, входящие в конечный продукт. Так из листа бумаги можно сделать игральные кости, а стаканчик использовать в качестве емкости для перемешивания и выбрасывания кубиков. Пройдя этап комбинаторики, во время последней пятиминутки творец достигает зоны креатива, состоящей из «грязного» и «чистого» варианта.
Название и суть решений зоны «грязного креатива» связано с областью запретов и табу, накладываемых на все элементы «ящика Пандоры» каждого человека. К нему относится область подсознания, хранящая подавляемые элементы — трагедии, травмы, запрещенные поступки, а также все стыдное и неприятное, что сам человек отфильтровывает из своего обычного поведения благодаря этике и социальным регуляторам. Как бы ни было неприятно думать об этом, но проходить «область Пандоры» необходимо, в противном случае творец не сможет попасть в зону «чистого креатива», становится заложником своих драконов и мифов. На мой взгляд ярким примером является Квентин Тарантино, вываливающий на зрителей ящики «грязного креатива». Антиподом Тарантино можно назвать французского режиссёра Патриса Леконта. Его фильм «Девушка на мосту» является примером красивых метафор о любви, страсти, ревности и нежности.
«Грязным креативом» также называют разного рода недоделки, которые могут предшествовать появлению настоящих идей. Это нечто, пока несовершенное или не удовлетворяющее всем условиям. Оно создает ощущение «в этом что-то есть», но идею нужно еще довести до конца. В такие минуты происходит усиленная концентрация, творец начинает подгонять мысль, перебирая дополнительные нюансы идеи. И в какой-то момент головоломка собирается. Часто это происходит на уровне озарения (мысль пришла), совершается прорыв и появляется изобретение. Ура! Творец достиг зоны «чистого креатива».
Необходимо упомянуть, что нет короткого пути, который по щелчку пальцев позволяет сразу попасть в зону «чистого креатива». Какими бы техниками и скоростью мышления не обладал человек, алгоритм неизменен. Все всегда начинается от простого к сложному. У развитого мозга скорость достижения желанной зоны выше, но путь тот же.
При этом, получив креативное решение, можно двигаться и в обратном направлении. Например, вернуться к рядам. Очень часто это бывает полезно, так как позволяет расширить предложение, основанное уже не на банальных, а креативных решениях. Я называю это «системным креативом», когда разным группам потребителей предлагается по сути один и тот же продукт, завернутый в разные «фантики» (обертки). Так в прошлом году, во время творческой сессии, я натолкнулся на интересную идею подарка на 23 февраля. Одариваемый получает кирпич из пенопласта, два брусочка и поздравительную открытку, где ему предлагается разбить кирпич и получить в награду заключенную внутрь шоколадную медаль. Развивая идею, я вернулся к рядам, выделил свойство предмета – вложение внутрь кирпича – и перечислил все возможные варианты подарков, которые можно использовать. Из получившегося списка оставил только те, которые помещаются в половинку кирпича. Техника ряда позволила значительно расширить предложение по ассортименту, цене и потребительским предпочтениям, увеличив количество потенциальных покупателей при сохранении единой креативной идеи подарка. Некоторые варианты вложений приведены ниже.
Практика
По традиции предлагаю закончить небольшим домашним заданием. Если в предыдущей статье мы предлагали совершить креативный тур без карты, то разобравшись с маршрутом движения и этапами перехода, предлагаю пройти все три уровня повторно. Но в этот раз необходимо сознательно останавливаться в пути на каждом этапе, максимально его прорабатывая. И так, в путь!
Ряды. 1 тур – 15 минут:
- выберите идею из общего списка идей вашей творческой сессии;
- определите 2-3 свойства предметов (цвет, форма, варианты использования, материалы и др.);
- нарисуйте матрицу и поиграйте с матричным умножением, фиксируя идеи продуктов.
Множители или «Все на все». 2 тур – 10 минут:
- выберите идею из общего списка идей вашей творческой сессии;
- прикладывая элементы исходной идеи к «внешнему миру», найдите недостающий компонент синтеза, который позволит преобразовать исходную идею в новые продукты.
Комбинаторика. 3 тур – 5 минут:
- выберите идею из общего списка идей вашей творческой сессии;
- предложите новые идеи, изменяя компоненты, входящие в исходную идею(разрезав, согнув, смяв, расплавив, раздробив и так далее).
Алексей Баранов,
преподаватель «Русской школы управления»,
автор курсов «Как создавать оригинальные идеи» и «Развитие творческого мышления»,
бренд-менеджер торговой компании «Веста Альфа»