Вот только предложенные аналитические выводы вызывают очень много вопросов. Да, постановка управленческого учета страдает, но еще более глубоким заблуждением является рассуждение о том, что каждая сделка должна быть с гарантированным процентом прибыли и косвенные расходы нужно разносить на каждый заказ. Существенный показатель один - прибыль по итогам года (или более длительного периода). Если ее нет, то отсев произойдет автоматически. Да, есть разница между рынками B2B и B2C в эластичности спроса, но это не отменяет борьбы за заказ, которая и ведет к снижению цен. То, что 5 или 10 % больше, чем ноль, надеюсь доказывать не нужно. Как я уже писал, наш рынок очень близок к идеальной модели - нет административного регулирования, нет игроков, имеющих нерыночное преимущество по тем или иным причинам, ни одна компания не занимает более 5-7% рынка, вендоров десятки, а число дистрибьюторов исчисляется тысячами. В этих условиях любой сговор, касающийся регулирования цен и скидок (как его красиво не называй) обречен на провал.
В чем состоит проблема и ее решение, с моей точки зрения? В том, что заказчики в своем большинстве покупают не Услугу, а Товар. При покупке Товара для вас важнее всего цена, а другие характеристики уходят на второй план. Поэтому пресловутый ССТ "стол-стул-телефон" конкурирует с такой уважаемой фирмой, как ... Дилер-Почти-Всех-Вендоров. В случае Услуги цена рассматривается только в комплексе с остальными составляющими. Вам же не придет в голову ремонтировать Мерседес у умельцев в гараже, или отмечать юбилей в Макдоналдсе? Хотя это очевидно дешевле. Вендоры сумели сделать для дистрибьюторов поставку продукции Услугой, доказательство тому см. в дискуссии про БАРС. Работа с конечным заказчиком - дело дистрибьюторов, и я уверен, что лучшие компании, обеспечивающие клиенту профессиональных менеджеров, своевременные коммерческие предложения, презентации новинок, предложение креативных маркетинговых решений, наконец, идеально отлаженный механизм поставок и качественную печать, не считают ССТ своими прямыми конкурентами. Потому что они продают Сервис, для копирования которого необходимо потратить схожие суммы. Как профессиональные вендоры не считают конкурентами челноков с полосатыми мешками.
Если же дистрибьюторы не прибавляют ничего к продукта вендора, кроме доставки до заказчика, то борьба за центы и проценты неизбежна, как восход солнца. Если клиенту не нужен ваш большой склад, офис и шоурум, красивый сайт, пару десятков каталогов для возможных поставок и не-знаю-куда-еще-уходят-ваши-деньги, то экономическая модель ССТ выглядит верным решением. Компания должна создавать дополнительные ценности для клиента и уметь продавать эти ценности. Все остальное от лукавого.
Выводы на поверхности - обучение менеджеров, качественное улучшение предложений дистрибьюторов, выставки и мероприятия для конечных заказчиков, конкурсы, показывающие лучшие образцы работ отрасли, et cetera. На сговор для организации подобной деятельности, по-другому именуемый Ассоциацией, я согласен.