Главная Мнения Лео Костылев, «Остров Сокровищ»: «Я бы изменил все. К счастью или несчастью, это невозможно!»

Лео Костылев, «Остров Сокровищ»: «Я бы изменил все. К счастью или несчастью, это невозможно!»

04.02.2013 в 17.09 2968Просмотров: 2968 0Комментариев: 0
Владелец нескольких сувенирных компаний, производитель ручек и президент международной ассоциации о себе и своем 20-летнем опыте в индустрии деловых и промоподарков.

Лео Костылев

 

Владелец компаний «Остров Сокровищ» и «Леон Директ», производитель пишущих инструментов «Салiасъ» и президент Международной ассоциации презентационной продукции (МАПП) – предприниматель Лео Костылев уже 20 лет работает на рынке подарков и промотоваров. Педагог по образованию, философ в душе и бизнесмен на деле, на вопрос о карьере он с улыбкой отвечает: «Карьера? Нет у меня. Так, работаю, где придется».

 

Когда вы поняли, что ваши способности и таланты востребованы? Как это произошло?

 

– Положа руку на сердце, я еще не убедился, востребованы ли мои скромные способности. Не говоря уже о талантах, которых я в себе совсем не ощущаю. А путь к делу, которым я занимаюсь, был долгим. До 30 лет я вообще не знал, чему себя посвятить. Потом занятие определилось, но уверенности в том, что я расходую себя на 100%, у меня нет.

 

Я в сувенирный бизнес пришел вполне случайно, еще более случайно начал издавать журналы и заниматься общественной деятельностью вокруг них, уж совсем по случаю стал производителем пишущих инструментов. Хотя, может быть, невидимая рука судьбы вела меня именно к этому, ибо работа доставляет мне гигантское удовольствие. И я не променял бы ее ни на что другое.

 

В детстве большинство людей мечтают о романтичных профессиях. А кем хотели быть вы?

 

– Какое-то время в детстве мечтал стать следователем. Читал книги на эту тему, качественные, типа Льва Шейнина. Потом столкнулся (еще совсем в ранней юности) с реальными следователями и желание быть похожим на них сразу же пропало. Наверное, выбирая себе занятие, мы примериваем каждое из них как пальто, и берем то, что понравилось больше других. Это означает, что от начала до конца любая  случайность не случайна. Но в моем случае бизнес мог быть и совсем другим, а оказался сувенирным.

 

Расскажите, как именно вы оказались на текущей позиции?

 

– В 1993 году в Финляндии разразился самый крупный в истории страны экономический кризис. Закрывались банки, компании становились банкротами, их владельцы вешались в своих кабинетах, граждане теряли работу, а вместе с нею – купленные по ипотечным кредитам квартиры… В общем, ситуация была ужасной, а я в это время только начинал собственный бизнес. Естественно, в таких условиях работать было сложно: бизнес не шел, и я сел, как учили в бизнес-школе, написал на листочке все свои сильные и слабые стороны. Среди сильных оказались знание русского языка, российской культуры и менталитета русских людей. Я стал помогать финским и европейским предпринимателям и компаниям открывать филиалы и представительства в России. Одним из самых больших проектов оказалось открытие офиса для крупнейшей в те годы сувенирной компании Финляндии. Через два года финны решили не продолжать дела в России, а мне было очень жаль расставаться людьми, которых я набрал и обучил, которые уже умели кое-что в этом бизнесе. Поэтому я открыл с ними собственную фирму в Санкт-Петербурге и продолжил заниматься сувенирами уже от своего имени.

 

К концу 90-х я понял, что российский сувенирный рынок нуждается в определенной консолидации, поскольку возникло множество задач, качественно решить которые в рамках одной, пусть даже и крупной, фирмы было невозможно. Так появилась ассоциация МАПП, а затем и наши журналы «Профессионал» и «Лидер». Совсем перед кризисом 2008-2009 годов я понял, что из-за своей общественной деятельности и по другим причинам я сильно отстал в оборотах от крупнейших компаний России. Продолжать гонку за ними не имело смысла, а кризис сделал это просто невозможным. Поэтому в 2007-м году мы начали собственное производство качественных металлических пишущих изделий. Поначалу скромно и маленькими партиями. Теперь бизнес вырос до размеров среднего, и мы надеемся, что с помощью наших прекрасных дистрибьюторов он вырастет до необходимых им и нам размеров.

 

В глобальном понимании, в чем смысл вашей работы? И в чем для вас выражается успех?

 

– Именно задумавшись о смысле работы, я инициировал производственный проект пишущих изделий. В двух словах: хочется делать что-то такое, что может оказаться полезным и нужным для других.

 

Честно говоря, глаза устали смотреть на несметные горы китайского барахла, которым торгуют в нашей отрасли. Неоднократного посещая китайские выставки, я вдруг понял, что жители этой прекрасной страны скоро просто задохнутся, выпуская в мир малопригодный ширпотреб, который оказывается в мусорной корзине еще до того, как достигнет конечного потребителя.

 

Бренд наших ручек носит имя незаслуженно забытого русского писателя Евгения Салиаса, который был сыном не менее известной (и не менее забытой) русской писательницы Евгении Тур и племянником А.В. Сухово-Кобылина. И если последнего любители театра еще кое-как знают по пьесе «Смерь Тарелкина», которая ставится во многих театрах, то двух других забыли напрочь. А ведь в свое время мать называли «русской Жорж Санд», а сына – «русским Дюма». Но с экранов российских телевизоров по-прежнему блеет Боярский, изображающий мушкетера, написанного французом, а русский исторический романист не меньшего таланта издается комически крохотными тиражами, и его героев на экранах телевизоров искать бесполезно. А ведь писал он о русской истории.

 

Каждое изделие нашего бренда носит имя какого-нибудь старинного русского города. Есть и такие, о которых на выставках меня спрашивают: «А это что такое, тоже город?». Например, «Гдов». Популяризация «забытых» русских городов тоже является одной из наших задач. Ведь речь идет не только о славном историческом прошлом России, но и о красивейших местах, где каждый россиянин должен непременно побывать.

 

Кроме этого, наши изделия действительно качественные: мы поднимаем престиж российского производителя, доказывая, что здесь тоже могут делаться качественные изделия. Смешно каждый год 9 мая широко праздновать победу над Германией, с наигранно суровыми лицами говорить о подвигах отцов и дедов и тут же одеваться в немецкую спортивную одежду, бриться немецкими бритвами, мыть голову немецким шампунем, ездить на немецких автомобилях, наконец, писать немецкими ручками. Кто же кому, получается, сдался?

Национальная идентификация должна включать в себя все выше описанное, а в отсутствие этого гражданам России приходится проявлять свои национальные чувства на стадионах, что само по себе, неплохо, но уж слишком однобоко. А в крайних случаях превращается в тупую ксенофобию.

 

Успешным можно считать человека, который счастлив. А чтобы почувствовать себя счастливым, необходимо иметь на это время. Много времени. В нынешнем рыночном мире принято измерять успешность людей количеством денег. Я привык, что в денежных единицах определяют стоимость товаров, и не хотел бы, чтобы меня измеряли так же.

 

Как вы охарактеризуете текущее состояние рынка сувениров и промотоваров? Какие тенденции наблюдаете? И как они влияют на деятельность вашей компании?

 

– Слава богу, кризис закончился в России, и на рынке наблюдается оживление. И если это оживление в последние годы в основном ощущали лишь крупные компании (за счет ухода большого количества средних), то теперь очередь дошла и до всех остальных. Жаль, конечно, что наш сегмент сувениров остается очень небольшим, в чем я вижу и вину представителей отрасли. Как президент сувенирной ассоциации, я в течение десяти лет выдвигал идеи и придумывал проекты, которые бы могли увеличить значимость нашей отрасли, но услышан не был. Теперь понимаю, что плод кажется вкусным, лишь когда он успел созреть. Идеям, как и семенам, необходима подготовленная почва. Чтож, подождем.

 

Кризис помог структурировать отрасль, и теперь в ней возникло несколько очень крупных поставщиков, у которых появились очень крупные дилеры. Хорошо это или плохо? Для нас сегодня – хорошо, ибо, как производителям, нам удобно работать с небольшим количеством клиентов, у которых обширные клиентские базы. А для отрасли… Излишняя концентрация никогда не приводила к позитивным последствиям. Нигде и ни в чем. Поэтому, вопреки своей выгоде, я – за вариативность.

 

После кризиса осталось всего несколько, но очень крупных поставщиков, вокруг которых и крутятся все продажи отрасли. Эти компании набрали такой потенциал, что появление новых конкурентов будет затруднительным. Им потребуются слишком большие вложения, которые в нашей отрасли окупятся весьма нескоро. Думаю, в ближайшие годы мы будем иметь то, что имеем, и если не разразится очередной кризис, будем наблюдать дальнейшую концентрацию бизнеса за счет борьбы крупных фирм за рыночные доли и клиентов.

 

 

Идеального делового промосувенира не существует, так как для каждого случая существуют свои критерии. Но вы можете назвать его универсальные качества? Какую роль среди них играет «креатив»?

 

– Вот тут я не совсем согласен. С моей точки зрения, подкрепленной многолетним опытом продаж, идеальным промосувениром однозначно можно считать ручку. Она не просто является самым популярным сувениром во многих странах мира, но и поистине универсальна, что и требуется от промосувенира в первую очередь. Ручка нужна практически каждому, вне зависимости от возраста, цвета кожи, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, профессии и т.д. И такой подарок как ручка, с другой стороны, не может никого ни обидеть, ни оскорбить. Чем же не идеал?

 

Слова «коммерция» и «креатив» хоть и начинаются на всех языках на одну букву, но очень плохо сочетаются по сути. Для удачной коммерции необходим спрос на предлагаемую продукцию, а креативное изделие само порождает спрос. Вот и судите, нужен ли коммерции креатив?! Безусловно, подарком, в том числе и деловым, может стать практически любая вещь, даже самая дичайшая, но если мы говорим о коммерции, то это такие скучные вещи, как каталогизация, складирование, транспортировка, упаковка, хранение, обучение персонала и т.п. Как складировать креатив? А как без склада заниматься коммерцией?

 

Что бы вы хотели изменить в российском сувенирном бизнесе? И как это, на ваш взгляд, можно было бы сделать?

 

– Я бы изменил все. К счастью или несчастью, это невозможно! Рыночная экономика тем и хороша, что никто не в силах изменить в ней глобально. Она будет изменяться сама вместе с теми, кто в нее вовлечен. Но если бы была моя воля, то я коренным образом изменил бы соотношение поставщиков и дистрибьюторов в отрасли. Поставщиков должно стать больше, а вторых – меньше. Но тогда потребуется значительно упростить процедуру импорта, а этого российское государство не допустит. Слишком многие здесь греют руки.

 

При этом дистрибьюторов надо обучать не только продажам (большинство не умеет и этого), но и корпоративной культуре, и особенностям товаров, которыми торгуют в отрасли. Сегодня этого не добиться, так как поставщиков мало, да и товар у них практически одинаковый. Поэтому оказывать давление на дилеров они не могут из-за страха потерять хорошего покупателя.

 

Я бы создал общую для всей России, единую промосувенирную ассоциацию, в которую пригласил бы всех участников отрасли. И организовал бы в ее рамках постоянную передвижную выставку, которая ездила бы круглый год по всем городам страны. Если посмотреть на расписание выставок в Европе, то в первой половине года в какой-либо стране каждую неделю проходит такая выставка. А ведь Европа гораздо меньше России по размерам, а по количеству населения лишь немногим больше. Я обучал бы конечных заказчиков сувенирной продукции, зачем она нужна, почему и какую именно надо покупать. Бесплатно, на деньги ассоциации. Но все это лишь мечты… В нынешней ситуации это никому не нужно, а если кому-то и нужно, то не он решает. А жаль, отрасль могла бы быть и богаче, и интересней. Но пока в ней каждый думает лишь о своем кармане (это неплохо), и страшно боится, что в кармане этом станет звенеть меньше (вот это уже плохо!).

 

У каждого человека в жизни есть герой, на которого он равняется. Кто ваш любимый вымышленный персонаж? А кто для вас герой в реальной жизни?

 

– Так сложилось, что для меня не существует авторитетов. Это такой склад характера исследователя и первооткрывателя. В силу жизненных обстоятельств я ничего не открыл и ничего толком не исследовал (кроме, может быть, женской красоты). Поэтому и равняться мне не на кого. Моими любимыми писателями являются Достоевский и Толстой, и во многих их персонажах я нахожу сходство с собой. Но назвать какого-то одного затрудняюсь. Наиболее близкими могут быть браться Карамазовы, все четверо с учетом Смердякова. В реальной жизни очень уважаю индийского философа и гуру Ошо, но и он не «герой», а скорее учитель и собеседник.

 

Когда есть свободная минутка на работе, как вы расслабляетесь? И как вы проводите время вне офиса?

 

– Я ненавижу, когда у меня мало работы. Тогда мне вообще ничего не хочется делать. Поэтому стараюсь, чтобы свободных минут на работе у меня не было. Так вышло, что дело, которым я занимаюсь, является делом моей жизни, и я его очень люблю, поэтому и расслабляюсь «без отрыва от производства». Вне офиса и вне работы стараюсь как можно больше проводить время с близкими людьми, любить их и наслаждаться их любовью. Если бы не было работы, делал бы это круглые сутки. Чем больше любви, тем более счастлив человек. Чего же еще можно желать?

 

И напоследок, назовите 3 факта из вашей жизни, которые ярче всего вас характеризуют?

 

1. Я уже более 30 лет съедаю каждое утро одно и то же блюдо на завтрак.

2. Если меня кто-то сильно обидел, я иду гулять пешком. Как правило через 3-4 часа резвой ходьбы состояние нормализуется.

3. Я крестился в возрасте 52-х лет.

 

Интервью подготовил Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Нравится
В этом разделе Вы сможете прочитать эксклюзивные интервью Сувенир.Сегмент.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza