Электронная коммерция в России в плане выдачи покупок отличается от прочих стран.
Во всём мире онлайн-заказы доставляют курьеры, и покупатели забирают их на почте или в пунктах выдачи (ПВЗ) логистических компаний. И только в России маркетплейсы стали строить пункты выдачи под своими брендами, которые привлекли миллионы покупателей. Но зачем онлайн-игроки обзавелись крупнейшими по стране офлайн сетями и почему это ноу-хау обеспечило им лидерство на рынке?
Доставка заказов через ПВЗ — мировой тренд. Но никто не делает собственных ПВЗ, а пользуются силами курьерских служб. Например, в Германии, особенно в Берлине, мне кажется, уже каждое кафе имеет на двери маленькую табличку DPD. А вот сеть собственных брендированных ПВЗ — это чисто российское ноу-хау.
Алексей Фёдоров, председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции
Крупнейшие игроки электронной торговли в России пошли по пути создания брендированных ПВЗ и со временем превратились в крупнейших игроков рынка коммерческой недвижимости, оставаясь интернет-магазинами.
Так, у Ozon работает более 45 тыс. пунктов выдачи, 98 % из них партнёрские, и они принадлежат более чем 20 тыс. предпринимателей. У Wildberries на все типы ПВЗ приходится более 37 тыс.
Феномен масштабной офлайн-розницы, через которую выдают свои заказы крупнейшие в стране онлайн-игроки, часто привлекает интерес российских классических ретейлеров. Совладелец DNS Дмитрий Алексеев, отметил, что для успехов в онлайн торговле нужно иметь максимальное офлайн присутствие. По существу, российские онлайн-маркетплейсы — это огромные сети безвитринных комиссионных магазинов, с отличной логистической системой по их взаимодействию.
Директор по развитию «Леонардо» Борис Кац добавил, что маркетплейсы — это обычная оффлайн-сеть магазинов. Просто обычная сеть формирует остаток в своём ПВЗ (магазине) расчётным методом, а маркетплейс по конкретным заказам. И это единственная разница, всё остальное одинаковое — склады, логистика и так далее.
Опрошенные эксперты, называют несколько причин, которые побудили российские маркетплейсы строить сети ПВЗ под своим брендом, а не делать ставку на собственную курьерскую или партнёрскую доставку.
Как говорят в Ozon, маркетплейсы стали сотрудничать с франчайзи, чтобы обеспечить более широкий охват регионов.
Президент Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов добавил, что многие регионы и населённые пункты в стране находятся на больших расстояниях от распределительных центров и других инфраструктурных объектов логистики. При таких условиях доставка через курьерские службы экономически нецелесообразна и непредсказуема.
По доле людей, живущих в многоэтажных домах, Россия на одном из первых мест в мире. Соответственно, можно легко найти недорогое помещение, в пешей доступности от которого будет жить много тысяч людей, пояснил Борис Овчинников, партнёр исследовательского агентства Data Insight.
Amazon обеспечивает бесплатную курьерскую доставку за счёт подписки, а у российских маркетплейсов такой возможности для широкого использования нет.
Так, в США Amazon — лидер рынка онлайн-торговли, в России же идёт борьба между несколькими площадками.
Для каждого из крупных маркетплейсов наличие собственных ПВЗ стало конкурентным преимуществом, инструментом защиты и увеличения своей рыночной доли.
Во многих странах доставкой интернет-заказов активно занимается локальная почта, и почтовое отделение становится для онлайн-торговли пунктом выдачи заказов. В России маркетплейсам понадобилась альтернатива и им пришлось самим обеспечивать себе пункты выдачи своих заказов.
С другой стороны, старая привычка населения ходить на почту за посылками и товарами из каталогов помогла маркетплейсам приучить россиян приходить и в ПВЗ.
Существующие сети ПВЗ не могут обслужить столь масштабные и быстрорастущие потоки, как у Wildberries и Ozon. Крупнейшая в России коммерческая, открытая для всех клиентов сеть ПВЗ СДЭК пропускает через себя около 100 млн посылок в год. У одного Wildberries уже в 2019 году было в 1,5 раза больше заказов, а сейчас уже в десятки раз больше, привёл данные Борис Овчинников.
По наблюдениям специалиста по запуску и развитию брендов и торговых сетей Евгения Горцева, российским покупателям исторически тяжело было оплачивать доставку товара из интернет-магазина. Это видно в том числе по работе операторов в сфере онлайн-торговли продуктами питания, которые много лет возили их бесплатно.
Сеть ПВЗ и бесплатная доставка решила вопрос получения заказа с минимальными для покупателя затратами.
Люди долгие годы боялись пускать к себе в квартиру незнакомцев, поэтому им было проще пойти за заказом куда-то самим, чем открывать дверь курьеру, считает Алексей Фёдоров. ПВЗ решили этот вопрос.
На заре развития онлайн-торговли россияне скептически воспринимали интернет-магазины и боялись, что им не привезут товар, привезут бракованный или потребуют дополнительных расходов.
Платить за доставку «кота в мешке» психологически тяжело. Поэтому покупателям было безопаснее отправиться на шопинг в магазин. ПВЗ заманили к себе покупателей и облегчили процесс онлайн-шоппинга.
Широкая сеть собственных ПВЗ позволила маркетплейсам сделать интернет-торговлю понятным каналом продаж для миллионов россиян, переключить их внимание с офлайн-розницы как единственного варианта шоппинга и сделать приложения маркетплейсов частью их повседневной жизни. Через ПВЗ гораздо легче получить товар в удобное время, примерить его, а потом вернуть, чем через курьерскую доставку.
Вывески маркетплейсов в каждом жилом комплексе убрали многие барьеры на пути потребителя, с которыми им приходилось мириться при заказах в других интернет-магазинах. Почти как в офлайн-магазине, только выбор больше.
Сейчас маркетплейсы привлекают для открытия ПВЗ партнёров — это предприниматели, которые сами ищут помещение, по договорённости с площадкой открывают там ПВЗ, оборудуют его согласно брендбуку и потом зарабатывают на процентах с заказов, которые выдают покупателям маркетплейсов.
Такие франчайзи позволили маркетплейсам сэкономить на создании сети ПВЗ своими силами и быстро покрыть ими всю страну c минимальными затратами.
Точно также как маркетплейсы для формирования широкого ассортимента вместо своих закупщиков используют селлеров. Те открывают ПВЗ под своим брендом не сами, а в основном на базе помещений франчайзи.
Ещё одна ценность франчайзинговых ПВЗ, а не своих — передача им всех забот по обслуживанию точки.
Для самих партнёров это была неплохая возможность заработать деньги на любви россиян к маркетплейсам в любой точке страны. Как считает Алексей Фёдоров, строительство частных франшизных ПВЗ — это огромная образовательная функция, так как десятки тысяч россиян через собственные ПВЗ, научились предпринимательству.
По мнению Алексея Фёдорова, у франчайзи много претензий к маркетплейсам. Они считают, что открытие ПВЗ это простой бизнес и волшебная палочка для решения всех финансовых проблем. В то время как для маркетплейсов главная ценность в появлении новых франчайзи — это привлекательная вывеска над ПВЗ, которая работает как реклама. Но площадки часто меняют условия работы, и франчайзи это не нравится.