Число законопроектов о том, как регулировать маркетплейсы, множится.
Бизнесы маркетплейсов могут раздробить на отдельные компании, отделив онлайн-площадки, операторов пунктов выдачи заказов (ПВЗ), логистические сервисы и так далее. Такая идея обсуждается в рабочей группе по разработке законопроекта, который должен будет регулировать отрасль онлайн-торговли. Об этом «Ведомостям» рассказал руководитель рабочей группы, депутат Госдумы от ЛДПР, зампредседателя комитета по информполитике Андрей Свинцов. Маркетплейсы — это только «электронные полки», а логистикой, ПВЗ и другими видами деятельности должны заниматься отдельные компании, пояснил он.
Свинцов уточнил, что пункт о разделении бизнеса маркетплейсов планируется добавить в обновлённую версию законопроекта, которая осенью будет внесена в Госдуму.
Об обсуждении такой инициативы знает председатель совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Фёдоров. Он сказал, что это «совершенно не проходная в России» инициатива.
Тогда в первую очередь нужно разделять «Сбер» на банк и остальные бизнесы. Как в Штатах, где банкам запрещено заниматься небанковской деятельностью.
Алексей Фёдоров, председатель совета по развитию электронной торговли ТПП РФ
Сам законопроект Свинцова — но без новеллы о дроблении бизнесов — в июне 2024 года поддержала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук. На тот момент это была единственная законодательная инициатива, которая учитывала интересы всех сторон электронной торговли — и маркетплейсов, и селлеров, и покупателей, сказала она в своём выступлении.
Законопроект Свинцова предлагает внести правки в закон о торговле (381-ФЗ) и закон «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 1992 года). Документ вводит определение «агрегатора информации о товарах» — программы, которая позволяет потребителям ознакомиться с предложениями и купить товар.
Определение маркетплейса как IT-платформы выглядит оптимальным для того, чтобы у ФАС появились рычаги контроля, объясняет Свинцов.
Ещё одно предложение Свинцова — обязать маркетплейсы проверять регистрацию продавцов в системе маркировки товаров, а также уведомлять продавца и ПВЗ об изменении условий работы за 14 дней в случае снижения заработка ПВЗ или роста комиссии площадки.
Предлагаемые изменения в законе о защите прав потребителей позволят покупателям через маркетплейс пожаловаться продавцу на товар с недостатком, а площадка должна будет возместить стоимость такого товара. Кроме того, покупатель не сможет отказаться от невозвратного товара после его покупки.
В законопроекте также предлагается снять запрет на использование агентской схемы при продаже продовольственных товаров на маркетплейсах в случае, если площадка находится в одной группе лиц с торговой сетью.
Сейчас закон о торговле запрещает традиционным ретейлерам продавать продукты питания по посреднической (комиссионной или агентской) схеме, по которой сегодня работают все маркетплейсы. Торговым сетям необходимо сначала выкупить товар у поставщика и уже от своего имени предлагать его покупателю, пояснил представитель «Магнит Маркета». Поэтому KazanExpress (ныне «Магнит Маркет»), став частью «Магнита» в конце 2023 года, вынуждена была отказаться от комиссионных продаж в продуктах питания и перейти на модель выкупа у поставщика.
Минпромторг также разрабатывает законопроект, регулирующий работу маркетплейсов, писали «Ведомости» 2 августа. В этом законопроекте маркетплейсы определяются как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг», а ПВЗ признаются торговыми объектами.
Также ведомство предлагает запретить маркетплейсам привлекать самозанятых «к трудовой деятельности и выполнению работ (оказанию услуг)» и обязать площадки «принимать меры», чтобы самозанятые не могли торговать на площадке, если этот статус они носят безосновательно.
Среди других предложений, как и в законопроекте Свинцова, министерство хочет снять запрет на использование агентской схемы при продаже продовольственных товаров на маркетплейсах.
В России уже есть опыт дробления крупных компаний, объединявших значительную часть производственных цепочек в отрасли. Например, из состава РЖД выделена значительная часть конкурентного сегмента бизнеса — оперирование вагонным парком, а у госкомпании осталась монопольная функция перевозчика.
А в 2000-х года было проведено разделение РАО «ЕЭС России». Из состава госхолдинга были выделены и распроданы активы в конкурентных сегментах рынка — генерации и энергосбытовом бизнесе. Монопольный электросетевой бизнес остался у государства.