Главная Новости отрасли Чего нельзя говорить и писать о конкурентах

Чего нельзя говорить и писать о конкурентах

25.07.2022 в 15.20 393Просмотров: 393 0Комментариев: 0
Ошибки в рекламе

 

За фразу «У нас лучшие цены» можно получить штраф до 0,5 млн рублей. За сравнения своего мыла с мылом как бы без марки — тоже.

Юрист Елена Янина, партнёр юридического партнерства «Курсив», рассказала, чего нельзя говорить о конкурентах и как избежать штрафа.

Что такое неправильная реклама

Как нельзя говорить о конкуренте, указано в статье 5 закона «О рекламе» и статьях 14.1 и 14.2 закона «О защите конкуренции».

Признаки недобросовестной рекламы описывают законы «О рекламе» и «О защите конкуренции».

Чего нельзя в рекламе:

  • порочить честь, достоинство и деловую репутацию конкурента;  
  • допускать «некорректное», так в законе, сравнение с конкурентом;  
  • распространять неточные, искажённые или ложные сведения, которые могут навредить репутации конкурента.

Кто контролирует рекламу

За рекламой следит антимонопольная служба (ФАС). Служба может по своей инициативе найти рекламу с нарушениями и начать разбираться или отреагировать на жалобу жителей, конкурентов и кого угодно. В 2021 году служба рассмотрела 17,6 тыс. жалоб.

Чтобы компании не тратить силы на разбирательства с ФАС, не следует допускать в рекламе частые ошибки.

Как наказывают

Компанию с недобросовестной рекламой ждут санкции.

Все размеры штрафов за неправильную рекламу перечислены в КоАП.

Возможные санкции:

  • до 2,5 тыс. ₽ — штраф для граждан;  
  • до 500 тыс. ₽ — штраф для компании;  
  • до 20 тыс. ₽ — для директора или ИП;  
  • предписание прекратить рекламу с нарушениями означает, что придётся убрать даже сотню баннеров.

В случае, если конкурент сможет доказать, что из-за такой рекламы он понёс убытки, то по закону он может требовать их возмещения. Даже если он не может назвать сумму потерянных доходов, суд все равно примет такое заявление и сам посчитает, сколько могла потерять компания.

Не хвалить себя без доказательств

Правило: в рекламе нельзя просто так говорить, что одна компания лучше других. Для заявления нужны доказательства.

В законе о рекламе нет слов, которые компания обязательно доказывает. Зато такие слова можно собрать из постановлений и новостей антимонопольной службы.

Доказательства нужны к словам:

  • номер один, первый;  
  • лидер;  
  • лучший;  
  • главный;  
  • самый (вкусный, уютный, удобный, доступный по цене);  
  • единственный;  
  • эксклюзивный; 
  • исключительный;  
  • уникальный;  
  • абсолютный;  
  • супер;  
  • совершенный;  
  • непревзойдённый, бесспорный; 
  • неотразимый.

Антимонопольная служба требует доказательства не всегда, а только если речь о бренде.

Хорошее доказательство — исследование, в котором говорится: «Да, цены компании ниже других» или «Крем действительно избавляет от морщин на 67 %».

Не каждое исследование подходит. Есть постановления службы, где она пишет: компания дала ссылку на исследование, которое подтверждает слова, но исследование старое, его не видно, или аналитики опросили слишком мало людей.

Есть два варианта снизить риски: не использовать рискованные слова или собирать для них доказательства.

Как ссылаться на исследования:

  • чтобы было однозначно понятно, где заявление и где доказательства, то есть сноска с расшифровкой не подходит; 
  • готовить исследование от сторонних исследовательских компаний; 
  • собирать дополнительные доказательства, например, отзывы покупателей, награды компании за качество продукции, внутренние исследования цен конкурентов, результаты проверки Роспотребнадзора; 
  • озвучивать только достоверную информацию.

Не сравнивать без деталей

Если хочется сказать, что вы чем-то лучше конкурента, говорите об этом с конкретикой. Иначе служба решит, что реклама нарушает закон.

В законе нет описания: вот такое считается конкретным, а такое — нет, поэтому приходится гадать и подсматривать в дела антимонопольной службы.

Вот что должно быть в рекламе:

  • по какому критерию компания лучше, например, доставка; 
  • в чём измеряется критерий, например, курьеры привозят заказ за два часа; 
  • какие ограничения, например, привозят заказ после оплаты.

На форумах для рекламщиков есть совет: «Пишите слово „пожалуй“ в рекламе». Но этот совет не работает, поэтому эксперт предложила не рисковать.

Если сравнивать себя с конкурентами, то лучше делать это по конкретному критерию. Подходят скорость, цена, время работы.

Для сравнения безопаснее выбирать критерий, который можно объективно измерить, например, не просто красота продукции, а отзывы реальных клиентов.

Не оскорблять конкурента

Чёткого описания, что считать оскорблением, в законе о рекламе нет, но на практике — практически всё.

Примеры оскорблений:

  • намёк на то, что у конкурентов что-то не так с ценами, товарами или с чем-то ещё; 
  • сравнение с абстрактным конкурентом, если он напоминает настоящую компанию; 
  • указание, что конкуренты хуже; 
  • шутки о конкурентах.

Контекстная реклама с нарушениями

Если компания для своей контекстной рекламы использует поисковые запросы с использованием названий конкурентов, то это недобросовестная конкуренция.

При этом ФАС должна усмотреть три условия:

  • компании действительно конкуренты;  
  • название в поисковом запросе используется, чтобы получить преимущество перед конкурентом;  
  • это может причинить ущерб компании.

Вывод

Разбирательства со службой отнимают время и деньги. Суд с ФАС обходится в среднем в 25 тыс. ₽, сумма может быть больше или меньше — это зависит от юриста и рекламы, плюс штраф.

Юридический совет: если нет уверенности, что продажи после рекламы отобьют затраты на разбирательства, сравнивайте себя с конкурентом без общих фраз, агрессивных шуток и с доказательствами.

 
Источник  delo.modulbank.ru  Источник фото  fas.gov.ru
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza