Сервис может стать конкурентом СБП, хотя оба созданы на базе НСПК, которую учредил ЦБ.
Число пользователей платёжного сервиса бесконтактной оплаты Mir Pay этим летом выросло более чем в 20 раз по сравнению с летом прошлого года, рассказал «Ведомостям» представитель оператора «Мир» — Национальной системы платёжных карт (НСПК). В НСПК не раскрывают абсолютные показатели.
В июле число карт «Мир», которые добавляются в приложение ежемесячно, выросло в 5 раз по сравнению с началом года, а количество ежемесячных платежей увеличилось в 7 раз, отметил представитель НСПК.
По данным ЦБ, на 1 апреля в России выпущено 347,1 млн банковских карт, из которых более 129 млн — карты «Мир». Остальную долю между собой делят ушедшие Visa и Mastercard.
Mir Pay — мобильное приложение платёжной системы «Мир», которое работает по аналогии с Apple Pay и Google Pay: приложение позволяет пользователям платить смартфоном по технологии NFC. Приложение доступно только для владельцев устройств на базе Android. Сейчас к сервису можно подключить карты «Мир» более 100 банков.
Растёт не только число подключений к сервису, но и количество операций и обороты. Так, в банке Дом.РФ рост операций начался в марте и продолжался до июня: с марта через Mir Pay прошло 185 тыс. операций на сумму более 146 млн ₽. По данным банка «Русский стандарт», общая сумма операций по Mir Pay в июле выросла почти в 4 раза относительно марта, сказал представитель банка.
Помимо Mir Pay последние полгода активно развивается ещё одна альтернатива ушедшим в марте сервисам Apple Pay и Google Pay — оплата по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) Банка России и его приложение «СБПэй».
Банки фиксируют кратный рост спроса на этот метод оплаты во втором квартале по сравнению с первым, писали ранее «Ведомости»: количество транзакций в зависимости от банка выросло в 3–5 раз, а объём платежей — в 2–2,5 раза.
Сейчас способ оплаты через Mir Pay более привычен для клиента — с начислением кэшбэка и стандартной сетью приёма карт. А для оплаты с помощью СБП торговые точки должны предоставлять данный вид оплаты, а их количество на рынке пока ограничено, отметил представитель «Газпромбанка».
Если клиент подключён к какой-либо программе лояльности, то он не получает вознаграждение при оплате по QR-коду через СБП, так как операция по системе «СБПэй» расценивается как перевод, объяснил представитель «Абсолют банка».
Сервисы конкурируют лишь косвенно, уверен представитель банка «Зенит»: они используют разные технологии оплат и в какой-то степени даже дополняют друг друга. Кроме того, Mir Pay работает только на устройствах на базе Android, тогда как «СБПэй» доступно и на Android, и на iOS.
Особой конкуренции между сервисами быть не может, так как они оба разработаны НСПК, говорит председатель правления Национального платёжного совета Алма Обаева. Разница между ними в том, что к Mir Pay могут быть подключены только карты «Мир», а к «СБПэй» — вообще все карты. Поэтому, по словам Обаевой, у «СБПэй» чисто арифметическое преимущество.