Главная Новости отрасли Десятая часть российских покупателей — паникёры

Десятая часть российских покупателей — паникёры

18.09.2023 в 09.14 215Просмотров: 215 0Комментариев: 0
Эмоционально нагруженное потребление

 

В ВШЭ назвали долю слишком импульсивных покупателей среди россиян.

Примерно каждый десятый россиянин склонен к паническим закупкам на фоне тревожных новостей.

А у каждого четвёртого бывают эпизоды компульсивных приобретений ради самой покупки, а не из-за потребности в товаре. Подобный шопинг приносит людям удовольствие сам по себе. Таковы результаты опроса, проведённого НИУ ВШЭ в 55 регионах в формате личного интервью с выборкой в 6 тыс. человек.

В исследовании выделили три вида эмоционально нагруженного потребления.

Паническое потребление

Это реакция на фактический или ожидаемый дефицит товаров и результат неверия в способность властей и ретейлеров контролировать ситуацию. Также у такого потребления может быть «инвестиционная» функция (желание заработать), или это попытка сэкономить ресурсы, приобретая «нужный» товар, пока он не подорожал сильнее.

Склонность к паническому потреблению проявили 9,4 % респондентов.

Так, ажиотажный спрос на некоторые товары, в частности гречку, консервы и туалетную бумагу, наблюдался в начале коронавирусного локдауна в марте 2020 года.

Импульсивное потребление

Для импульсивных покупок характерны незапланированность, спонтанность, немедленное принятие решений и даже «утрата самоконтроля».

Первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев пояснил, что это можно рассматривать как вид потребительской терапии, способ справиться с депрессивными настроениями. В отличие от панического потребления импульсивные потребители приобретают понравившиеся товары.

Импульсивные покупки — незапланированные, без предварительных раздумий и тщательного поиска — совершали 20,5 % респондентов.

Компульсивное потребление, или шопоголизм

Для такого типа потребления также характерна частичная потеря самоконтроля. Отличительная черта компульсивного потребления — человек получает удовлетворение от самого процесса покупки, а не от обладания вещью.

Компульсивные покупки, «чтобы справиться со стрессом или поднять себе настроение», совершали 25,2 % респондентов.

Портрет эмоциональных потребителей

Женщины более подвержены всем видам эмоционально нагруженного потребления, свидетельствуют результаты опроса.

Так, паническое потребление характерно для 10,1 % женщин и 8,5 % мужчин, импульсивное — для 21,9 % женщин и 18,9 % мужчин, компульсивное — для 28,8 % женщин и 20,8 % мужчин.

Молодых людей в возрасте до 35 лет больше среди тех, кто покупает под воздействием эмоций. Так, 10,8 % респондентов из этой группы покупали в панике, 30,8 % — импульсивно и 36,3 % — компульсивно.

В разрезе душевого дохода больше всего тех, кто склонен к паническому потреблению, а это 11 %, в группе с доходом от 25 тыс. ₽ до 37,5 тыс. ₽. А вот импульсивное и компульсивное потребление чаще встречается среди людей с доходом выше 37,5 тыс. ₽ — 29 % и 34,4 % соответственно.

Источник: www.rbc.ru Фото: pixabay.com
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza