Главная Новости отрасли Диаграмма «рыбьей кости» как эффективный метод оценки проблем компании

Диаграмма «рыбьей кости» как эффективный метод оценки проблем компании

26.04.2024 в 02.29 270Просмотров: 270 0Комментариев: 0
Диаграммы Исикавы

 

Методика позволяет визуализировать трудности.

О терминах

Один из инструментов диагностики, углублённого анализа и поиска решения бизнес-задач — диаграмма Исикавы, также известная как диаграмма «рыбьей кости», причинно-следственная диаграмма, диаграмма анализа корневых причин и фишикава. Оригинальное название метод получил в честь его автора. Каору Исикава был специалистом в области управления качеством и искал причины брака на производстве.

Суть

Методика позволяет визуализировать проблему и взглянуть на неё с разных сторон. Во главе — проблема / ситуация, а элементы «рыбьей кости» — причины.

Инструмент используют в тех случаях, когда не сразу удаётся найти корень проблемы. Например, менеджеры по маркетингу считают, что их реклама работает эффективно, а покупок стало меньше из-за плохой работы отдела продаж. Последние же винят отдел сбыта, который медленно обрабатывает заказы и отправляет их покупателям. В такой ситуации, когда за общий результат отвечают сразу несколько подразделений, но никто не хочет взять ответственность на себя, непросто найти истинную причину неудач.

С чего начать

Работа с диаграммой начинается с формулировки проблемы — это «голова рыбы». Она должна быть чёткой, конкретной и измеримой.

Далее необходимо выявить факторы, которые влияют на это. Метод выявления потенциальных причин проблемы требует определить шесть основных факторов, которые наиболее сильно влияют на бизнес-процессы. Необходимо детально проанализировать каждый из факторов.

Параметры

Кадры — сотрудники или другие люди, занятые поставкой продукта или услуги. Этот параметр проверяет, соответствуют ли технические знания и опыт персонала стандартам. Есть ли в компании программы мотивации, система повышения квалификации. Насколько сотрудник свободен в принятии решений.

Оборудование — техника, которая используется в работе. Фактор включает в себя такие параметры, как возможности машины, техническое обслуживание, современность, калибровка и надёжность.

Материалы — материалы, сырьё, компоненты и расходники, используемые для производства и / или предоставления услуг. Проверяет качество материала, технические характеристики, условия хранения, транспортировки и обработки.

Методы — процедуры, рабочие инструкции, скрипты и методы, которыми пользуются, выполняя какую-либо операцию. Важно проанализировать, не забюрократизированы ли процессы, не избыточны ли требования инструкций, когда действие совершается ради действия, но не повышают ценность всей системы.

Оценка — метрики (измерения), которые позволяют оценить и контролировать процессы и качество продукта, услуги. Иногда используют A/B-тестирования. Сложно оценить, когда измерения непоследовательны или невозможны.

Окружающая среда — внешние факторы, влияющие на процесс. Это не только физические факторы, такие погода, холодный климат, но и влияние рынка, тренды, санкционное давление, неудачная локация и прочее.

Что дальше

После анализа каждого фактора надо определить подпричины, которые помогут выявить причинно-следственные связи.

Если речь идёт о разветвлённой компании, то полезно устраивать мозговые штурмы с привлечением сотрудников разного уровня, а не только руководителей. Например, под причиной кадрового фактора могут быть низкая зарплата, отсутствия стажировки, низкая квалификация сотрудников и прочее.

Тут важно понимать, что эти факторы, хоть и универсальны, но не всегда подходят к конкретной отрасли. Они также могут отличаться в зависимости от сути проблемы.

Пример

Для сферы услуг есть смысл пользоваться моделью с четырьмя факторам.

Окружение — это как компания позиционирует себя на рынке, насколько объективна эта оценка и поддерживается окружением, потребителями.

Поставщики — есть ли проблемы с поставками некачественного материала. Насколько качественно предоставляются услуги.

Системы — насколько выстроена система, прописаны ли процедуры, скрипты продаж, сценарии для всех процессов.

Навыки — имеют ли сотрудники достаточный опыт, необходимую квалификацию.

Вывод

В целом диаграмма Исикавы даёт целостную и наглядную картину проблемы, помогает понять взаимосвязь между факторами. Метод позволяет разработать план действий для устранения истинных причин системных проблемы.

Источник: мсп.рф Фото: мсп.рф 
Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza