Главная Новости отрасли Для чего существует товарный знак и как его получить

Для чего существует товарный знак и как его получить

08.11.2022 в 17.41 278Просмотров: 278 0Комментариев: 0
Небыстрое дело

 

Регистрация товарного знака дает право использовать его самыми разными способами и помогает снизить риски.

Товарный знак

По науке относится к средствам индивидуализации. Это обозначение, которое позволит людям отличать вашу продукцию от всей прочей.

Для чего нужен

Если товарный знак должным образом зарегистрирован, то он как бы страхует ваши вложения в раскрутку собственного бренда. Оформленный знак попадает под защиту закона, никто не может себе его присвоить. А значит, можно вкладывать в рекламу, маркетинг и так далее, не боясь, что плодами этого воспользуется кто-то ещё.

Кроме того, товарный знак является активом, он может иметь свою цену, а значит — выступать в качестве взноса в совместных предприятиях, закладываться, продаваться или передаваться по лицензии.

Зарегистрированный товарный знак позволяет избежать ситуации, при которой выясняется, что кто-то оформил такое средство индивидуализации раньше вас и по закону может предъявить вам претензии.

Это может сделать предприниматель, о котором вы просто не знали, или так называемый патентный тролль. Эти дельцы заранее регистрируют знаки, а потом выискивают тех, кто использует их без оформления и предлагают купить свой зарегистрированный знак или предъявляют претензии.

Наконец, наличие знака – один из способов попасть на полки крупной сети или на маркетплейс.

Знак как средство индивидуализации регистрировать не обязательно, можно просто его придумать и пользоваться им. Но в таком случае вы сильно рискуете.

Виды

Бывают самые разные: от простых до редких. В России можно зарегистрировать 14 видов товарных знаков.

Словесный

Самый простой вид — название. Его можно писать как-то по-особенному: специальным шрифтом или цветом. Если зарегистрируете, то конкуренты не смогут позаимствовать «ваше» слово или фразу, написав её иначе, чем у вас.

Подвидом может быть личное имя, как у многих знаменитостей.

Изобразительный

Эмблема, картинка.

Объёмный

Обычно это какая-то специальная упаковка: особые коробочки, флакончики или бутылки. Или же трёхмерные фигуры.

Комбинированный

Картинка с надписью.

Более редкие виды

  • Цветовой: если придумаете свой цвет или цветовую комбинацию.   
  • Осязательный: надпись шрифтом Брайля.   
  • Звуковой: мелодии, музыкальные заставки, звуки, шумы.   
  • Позиционный: когда логотип наносится на определённую часть объекта.   
  • Обонятельный: определённый запах.   
  • Световой: световые сигналы разной последовательности и длительности свечения. Используются, например, в наружной рекламе.   
  • Голографический: голограммы.   
  • Изменяющийся: мультимедийные изображения, видеозаставки.   
  • Вкусовой: как правило добавки с определённым вкусом.

Как проверить товарный знак

Самый надёжный способ — обратиться к патентным поверенным. Это юристы, специализирующиеся на вопросах интеллектуальной собственности. Для таких профессионалов обязательно профильное высшее образование, 4-летний стаж работы в этой сфере, они сдают специальный экзамен.

Можно попробовать самостоятельно: либо через сайты, которые оперируют открытыми базами, либо платно — по базе Федерального института промышленной собственности. Чтобы разобраться в результате проверки, который может быть довольно обширным списком, тоже лучше обратиться к специалисту.

Как зарегистрировать товарный знак

Самый простой, но платный вариант — обратиться к поверенному. Либо всё делать самому, но и в этом случае придется платить разные виды госпошлины.

Сейчас регистрировать товарные знаки могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. С 29 июня 2023 года это право появится и у простых граждан, в том числе самозанятых.

Подача заявления и его одобрение

Заявление подают в Роспатент — лично, по почте, а также через «Госуслуги» или сайт ФИПС. В последних двух случаях понадобится квалифицированная электронная подпись.

Кроме заявления потребуется:

  • заявляемое обозначение; 
  • его описание; 
  • согласие на обработку персональных данных; 
  • перечень товаров или услуг, для которых регистрируется товарный знак.

Для этого используется Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). В ней 45 классов, нужно указать, в каких именно регистрируется знак. Если ваш знак зарегистрирован в определённых классах, другая компания может оформить такой же, но в других, это касается, например, словесных обозначений.

Исключение здесь – общеизвестные бренды (должны быть признаны таковыми Роспатентом по определённым критериям), они закрепляются за одним правообладателем по всем классам.

Затем следует этап экспертиз Роспатента. Сначала он проводит формальную проверку — на предмет правильности оформления документов, на это отводится месяц. Затем идёт экспертиза по существу, когда оценивается само обозначение — проверяют его оригинальность и соответствие установленным требованиям. Этот этап длится до года. Процесс можно сократить до пары месяцев за дополнительную плату, но только для словесных знаков.

В регистрации может быть отказано по самым разным причинам, деньги в этом случае не возвращаются. Недочёты, выявленные в процессе можно исправлять, отказы — оспаривать.

Если же всё прошло удачно, то знак регистрируется, сведения о нём публикуются в официальном бюллетене, а заявитель получает свидетельство — на это уходит ещё пара месяцев.

Весь процесс может занять до полутора лет.

Образец заявки

Есть на сайте Роспатента: образцы заявок, заявлений и ходатайств и примеры их заполнения.

Размеры госпошлин

  • Размер госпошлины составляет 3,5 тыс. ₽ за регистрацию заявки и её учёт в пяти классах МКТУ или меньше. 
  • Каждый дополнительный класс — 1 тыс. ₽. Сюда же входит формальная экспертиза. При подаче заявления в электронном виде – на 30 % дешевле.  
  • Экспертиза по существу в одном классе стоит 11,5 тыс. ₽, каждый дополнительный — плюс 2,5 тыс. ₽. 
  • 94 тыс. ₽ — за ускоренную процедуру проверки словесного обозначения. 
  • За регистрацию товарного знака вы заплатите 16 тыс. ₽, плюс 4 тыс. ₽ за выдачу свидетельства.
  • За каждую правку придётся отдать 2,8 тыс. ₽.
  • За обжалование отказа — 13,5  тыс. ₽.

Срок действия и продление

Правовая охрана зарегистрированному товарному знаку предоставляется на 10 лет, после чего нужно подавать заявление на продление. По факту, с учётом всех сроков, лучше подавать через 9 лет после получения свидетельства. Продлевать защиту можно неограниченное количество раз. Правовая защита общеизвестного знака по времени не ограничена.

Если не подать заявление на продление защиты обычного знака — его защита прекращается. То же самое происходит, если закрывается ИП или юридическое лицо, на которое зарегистрирован знак. Интеллектуальную собственность можно передать другому лицу, но если речь идёт о ликвидации первоначального правообладателя, то сначала надо передать права, а уже потом закрывать его.

Если товарный знак не используется в течение 3 лет, его защиту могут аннулировать через суд те, кому он нужнее, чем правообладателю.

Что нельзя регистрировать как товарный знак

То, что очень, до степени смешения, похоже на уже зарегистрированные или заявленные на регистрацию знаки. Это касается обозначений однородных товаров, а в другом классе МКТУ такое возможно.

Правило «однородности» не действует для общеизвестных знаков, их нельзя копировать в любом случае. Например, обозначение Coca-Cola для штанов, не зарегистрируют, так как это знак общеизвестный.

Запретные свойства

  • Некие наборы букв, не несущие смысловой нагрузки, поскольку они, как считается, не несут «различительной способности», то есть никак не идентифицируют товар или производителя.   
  • Государственные символы.   
  • Названия международных и межправительственных организаций и их символы.   
  • Общепринятые символы и обозначения (красный полумесяц, например).   
  • То, что вводит в заблуждение.   
  • То, что характеризует товары, указывая на их качество, вид, свойства и прочее – «Лучший йогурт», «Распрекрасный сыр» и так далее.   
  • То, что состоит только из неохраняемых элементов. То есть таких слов, которые широко используются в обычной жизни: «обувь», «одежда», «техника» и так далее, эти элементы будут признаны неохраняемыми.   
  • То, что противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали. Так, в 2012 году Роспатент отказался регистрировать знак «ШИРЕ ХАРИ» на том основании, что он содержит жаргонное слово, а это сочли нарушение принципов морали.   
  • То, что тождественно известному произведению искусства или науки. В 2014 году суд признал правоту Роспатента, отказавшегося регистрировать знак «Тихий Дон».    
  • То, что нарушает права иного лица на имя, псевдоним или изображение.

Ответственность за незаконное использование

Гражданско-правовая: правообладатель имеет право требовать уничтожения контрафактного товара и выплаты компенсации до 5 млн ₽.

Административная: за использование чужого знака штраф составит до 200  тыс. ₽ (для юридических лиц) плюс конфискация товара. За изготовление товара под чужим знаком — штраф в пятикратном размере от стоимости такого товара (для юрлиц) плюс конфискация продукции и оборудования для ее производства.

Уголовная применяется, если ущерб превысил 250 тыс. ₽. Это подразумевает крупные штрафы плюс наказание вплоть до лишения свободы на разные сроки в зависимости от тяжести преступления: 2, 4, 6 лет.


Нравится
Лента тематических новостей, в которой размещаются новости о сувенирной отрасли со всего света. Подбором информации для этой рубрики занимается редакция Сувенир.Сегмент.Ру.
В это поле Вы можете ввести, что угодно: свой номер телефона, кличку собаки или прозвище начальника. Единственное условие - запомните введенный код, потому что без него Вы уже не сможете снова воспользоваться выбранным ником. Зачем это нужно? Гостевой код не позволяет посторонним людям оставлять комментарии от Вашего имени. Сегмент.Ру заботится о своих пользователях и их репутации!
Необходимо пройти авторизацию на сайте!
Регистрация
Войти через loginza